Казанские добровольцы в «Курском братстве»: кто и как помогает беженцам в Курской области
Больше месяца прошло с того момента, как формирования ВСУ вторглись в Курскую область, а потоки беженцев в областном центре всё продолжают нарастать. Люди бросают нажитое, в ужасе бегут от войны, остаются ни с чем, спасая свои жизни. В Курских пунктах временного размещения острая нехватка добровольцев. Гуманитарная помощь со всей страны стабильно поступает в ВПР, но разгружать, сортировать и раздавать её некому. Нужны люди, как можно больше людей. В этом лично убедилась руководитель службы «Милосердие Казань» Ольга Варганова, когда в середине августа отправилась в Курск, чтобы передать гумпомощь, собранную силами Татарстанской митрополии. И вот на днях состоялась очередная отправка, на этот раз от «Милосердия» в Курск решено было передать тонометры, глюкометры и посуду. Доставить ценный груз вызвались добровольцы службы Ильдар Габайдуллин и Игорь Сердюк. О настроениях, нуждах и жизни Курска – в нашей статье.
Игорь спешит на помощь
Собраться в Курск удалось в сжатые сроки, потому что от службы «Милосердие Казань» поступил запрос, что ехать надо обязательно и помощь очень нужна, говорит Игорь Сердюк. Казанский предприниматель – один из самых активных добровольцев службы, никогда не отказывает в патронажной помощи «здесь» и уже дважды выезжал «туда», где намного сложнее и больнее, чем в тылу. Игорь служил в Северодонецке, а также в Донецке и Алчевске. Однако увиденное и услышанное в Курске стало откровением иного порядка. Игорь признаётся, что никогда ещё не ощущал подлое дыхание войны так близко. Церковный центр комплексной социальной помощи разместился Свято-Троицком монастыре Курска. Едва казанские добровольцы переступили порог, они увидели, что внутренний двор полон людьми. Младенцы, дети, люди среднего возраста, старики – это всё беженцы. Ещё вчера у них был кров, крыша над головой, хозяйство и достаток. Сейчас в руках только документы, всё нажитое они оставили, убегая от зверств ВСУ.
«Вокруг нас были люди, сотни и сотни людей, беженцы из тех районов. Кто-то эвакуировался заранее, кто-то только, когда ВСУ заходили, а кто-то даже после… Пока они ждали своей очереди, они общались. И даже обрывки разговоров, которые мы слышали, дают представление и складывают картину того, что там происходило, как они сожалеют о брошенных домах и хозяйстве. У кого-то там под сотню гусей осталось. Не возьмёшь же их с собой! У кого-то пара десятков свиней. Одна женщина рассказывала, что она, уезжая, скотину выпустила на улицу, чтобы она не оставалась в загоне», — начинает свой рассказ Игорь.
Доносились до добровольцев беседы и куда более страшные. Чтобы выбраться в безопасное место, мирным жителям приходилось пробираться под прицелом дронов-убийц, на их пути взрывались едущие рядом автомобили. А иногда из окружения ВСУ семье в полном составе выйти не удавалось…
«Пожилая женщина рассказывала, что её мужа убили. Она сама смогла убежать, вышла без ничего, только с документами. Сын у неё остался там, в оккупированном селе. Но через несколько дней она узнала, что и сына убили. Она осталась одна! Всю семью потеряла, дом потеряла, из ценного у неё сейчас – только паспорт. Сейчас она в пункте временного размещения, такая человеческая трагедия. И это всё не где-то там, это здесь у нас, и ты ещё свидетель всего этого», — говорит Игорь.
В Курске постоянно звучат сирены, предупреждая о воздушной опасности. Иногда кажется, что ПВО работает беспрерывно, а может быть, это так и есть. По словам Игоря, за неделю, а именно столько длилась смена, он всего лишь дважды видел возгорания, которые начинались после сигнала сирены. Над городом мощная воздушная защита. За защитой сюда всё продолжают ехать беженцы.
«Надо сказать, что война в Курске чувствуется больше, чем в Донбассе. Сирены постоянно сопровождали нас в понедельник, вторник, среду. Звучали и днём, и ночью. Под конец недели интенсивность как-то пошла на спад. Наша ПВО сбивает практически всё! Поэтому никаких прилётов мы не видели. Но война всё близко ощущалась, эти боевые действия. Например, если в Северодонецке мы слышали непрерывную канонаду, как далёкий гром, но войны не чувствовали. То в Курске канонады не было, исключая вот эти сирены, а война ощущалась остро…», — отмечает Игорь.
Строчка одна – человек много
Добровольцы, которые трудятся в центре помощи в Свято-Троицком монастыре, живут в так называемом епархиальном доме. Это резиденция прошлого владыки. Митрополит действующий, владыка Курский и Рыльский Герман, с пастырским визитом посетил церковный центр помощи в первый же день, когда казанские добровольцы Ильдар и Игорь только-только заступили на служение. Гуманитарные потоки со всей России не пересыхают уже второй месяц. Однако раскладушек всегда не хватает. Игорю довелось встречать фуру с большой партией этого ценного спального груза, привезли пятьсот штук. Но за ними тут же выстроилась очередь, всё разобрали мгновенно. Это говорит о том, что спальные места для беженцев в Курске до сих пор в остром дефиците. Люди, оставшиеся без ничего, живут в ПВР, при этом количество кроватей в общих спальных залах может доходить до двухсот человек.
«Пятое место ночёвки за пять дней. Более сотни человек в зале, кровати, кровати. в 22.00 выключили свет. Хочу спать. Я выбрала место рядом со старенькой бабулей, лежим голова к голове. Слева от меня храпят. Справа — лежат тихо. Слышно дыхание, храп, кашель, фильмы, разговоры шёпотом. На доли секунды мне кажется, что это съёмки кино. Но это Курская область. И наша помощь очень- очень нужна», — пишет в своём канале сестра милосердия Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви Ирина Худякова.
Работы в церковном центре помощи много, это тяжело и морально, и физически. Сначала добровольцы разгружают фуру с продуктами и вещами первой необходимости. Потом заносят всё привезённое в общую базу. Затем начинается едва ли не самый сложный момент – раздача гумпомощи. Когда за день перед тобой проходит не одна сотня семей и у каждой своя история боли и потери.
«Главное отличие от предыдущих поездок – это, конечно, объём помощи, которую удалось оказать, в которой ты непосредственно своими руками участвовал. Каждый день мы принимали, мы оформляли по триста-триста пятьдесят строчек, то есть семей! А ведь в каждой по несколько человек. Вот и выходило, что ежедневно это полторы тысячи беженцев. Все они получали продукты, бытовую химию, постельное бельё, раскладушки. На детей получали детское питание и канцелярию на школьников. Конечно, в таких условиях нам нельзя было уставать! Потому что ты видишь всех нуждающихся, они сидят прямо на улице и ждут, когда назовут их фамилию. Это придавало нам силы! Мы понимали, что надо помогать прямо сейчас!», — эмоционально восклицает Игорь.
С прибытием добровольцев службы «Милосердие Казань» в церковном центре удалось открыть второй стол раздачи гумпомощи. Очередь стала двигаться быстрее.
«Больше всего в Курске нужны люди, нужны руки. Всё, что приходит, нужно разгружать, обрабатывать, сортировать, фасовать, выдавать, информацию вносить и так далее…», — говорит Игорь.
В Курск помогать едут люди милосердия со всей страны. Но все они друг друга знают! Кто-то познакомился во время Великорецкого крестного хода, кто-то вместе трудился на Донбассе…
«Наша группа в Telegram называется «Курское братство». И это очень точное название! Съехавшиеся со всех уголков страны, разные по поколениям и социальному положению, мы слились в настоящее братство (включая женскую половину), объединились одной целью, никто не выставлял себя как единицу, отношения друг с другом предельно уважительные. За неделю мы не услышали ни одного грубого слова, не увидели ни одного косого взгляда, совсем этого не было между нами», — радуется Игорь.
Работали добровольцы до глубокой ночи, помогали разгружать фуры и сами беженцы, их жёны и дети. Сколько тонн гуманитарной помощи было роздано, пока Игорь с Ильдаром несли служение, даже не сосчитать. Вот только очередь из ожидающих всё равно не стала меньше… А это значит, что помощь в Курской области очень нужна, нужна прямо сейчас, без отлагательств. А тем, кто сомневается, подходит ли, справится ли, ехать ли, мотивация от простого казанского добровольца Игоря Сердюка, который провёл в церковном центре помощи неделю и уже собираться ехать вновь.
«Всё будет хорошо. На месте разберутся. Главное – приехать. Из дома невозможно представить, как будет на месте, лучше не думать об этом! Я и не думал, когда ехал. И ни о чём не спрашивал. Все едут, все помогают, значит, и я смогу!», — заканчивает свой рассказ Игорь.
Чтобы узнать, как вы можете помочь мирным жителям Курской области, звоните по телефону: 8-996-900-50-30.
24.09.2024