Всё о церковной благотворительности
и социальном служении
в Республике Татарстан

Царствие небесное: императорский дом Романовых как образец милосердия

На этой неделе сразу две даты, значимые для православных верующих, следуют друг за другом. Эти два дня 106 лет назад навсегда изменили ход истории и до сих пор продолжают менять людей. 17 июля Церковь вспоминает семью последнего российского императора. В ночь на 17 июля 1918 года Николай II, его супруга и пятеро детей были расстреляны в подвале дома инженера Ипатьева в Екатеринбурге. Это день памяти царственных страстотерпцев. А 18 июля день памяти преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны. Она была убита следом за императорской семьёй. Расправу большевики провели под Алапаевском в Свердловской области, сначала великую княгиню в числе группы заключённых сначала сбросили в шахту, которую взорвали и завалили брёвнами, так чтобы не оставить никакой возможности на спасение. Останки спустя несколько месяцев обнаружили солдаты армии Колчака. Есть свидетельства, что смерть великой княгини была мучительной, но даже замурованная под землёй, раненая Елизавета Фёдоровна помогала другими, перевязывая раны. Дела милосердия последнего императора и его семьи до сих пор вдохновляют на служение во имя человека. А великая княгиня Елизавета Фёдоровна была не просто причислена к лику святых, но и стала великим образцом милосердия и сострадания.

Милосердные Романовы

Последний российский император в Казани никогда не был, а вот старшая сестра императрицы Александры Фёдоровны в наш город приезжала даже несколько раз. Великая княжна Елизавета Фёдоровна посетила наш город трижды: в 1910, 1913 и 1915 годах. Она хотела, чтобы на месте обретения Казанской иконы Божьей матери был построен храм и часовня. Именно по этой причине Татарстан несколько лет назад был включён в «Императорский маршрут», он объединяет российские регионы, где бывали Николай II и другие члены дома Романовых.

«Елизавета Фёдоровна очень хорошо пожертвовала монастырю, хорошие вложения сделала и для самой Казанской иконы Божьей Матери. Кстати, по такому странному стечению обстоятельств, когда Казанский образ Богородицы похитили, то причиной тому были и те богатые оклады, драгоценности, которые пожертвовала, в частности, великая княгиня», — рассказывает доктор исторических наук, заведующая кафедрой истории и философии КГАСУ Светлана Никонова.

О том, насколько императорская семья и милосердие неразрывно связаны между собой, историк Светлана Никонова поняла, углубившись в тему Первой мировой войны. С первых дней войны в Царском селе был развёрнут госпиталь, старшие дочери и супруга Николая II прошли курс обучения на сестёр милосердия и дежурили в палатах раненых.

«Старшая дочь, Ольга, стала практически полноценной хирургической сестрой. Она участвовала в операциях. Её сёстры, принцессы, не гнушались обрабатывать самые страшные раны, ухаживать за ранеными. И это не была, как сейчас модно выражаться, PR-кампания, уверяю вас, это было действительно искреннее православное милосердие. Что касается самого императора, то он тоже посещал госпиталь. Более того, после лечения солдат отправляли домой не с пустыми руками. Когда раненые выписывались из госпиталя, на средства царской семьи им дарили швейные машинки, чтобы они зарабатывали себе на кусок хлеба», — продолжает свой рассказ Светлана Никонова.

Доктор исторических наук на месте расстрела царской семьи была дважды. Сначала в советский период, когда было принято с гордостью показывать могилы тех людей, чьими руками перестал существовать дом Романовых. И спустя время, когда стало понятно, что личность Николая II при власти Советов была искажена.

«Я была в церкви, построенной на месте расстрела царской семьи, она стоит на месте Ипатьевского дома. Вы знаете, у меня такое ощущение, что это была его Голгофа. Он сам уже принял решение, что он должен своей кровью искупить всё. Николай II, действительно, мученик, который расплатился за грехи всех предыдущих царствований. Это человек очень достойный. Этот человек очень любил свою Родину. Он, действительно, был чисто русский государь. Но, к сожалению, задача для него оказалась непосильная. Так иногда бывает. Он немного запоздал родиться. Если бы чуть-чуть раньше ему выпала судьба стать монархом, мне кажется, история России сложилась бы по-другому. Это вполне достойный и заслуживший почитания царь», — говорит Светлана Никонова.

Царственная святость в Казани

Помочь переосмыслить личность последнего императора может уникальная в своём роде выставка. В музее Казанской епархии работает экспозиция «Царственная святость. Российский император Николай II и его семья». По словам устроителей, ничего подобного верующим Татарстана ещё не показывали. Это первый подобный проект.

«Очень интересно узнать факты из жизни империи времён правления Николая II и посмотреть на Фёдоровскую икону, которая знаменовала начало эпохи правления Романовых, и Державную икону, которая уже явилась таким символическим концом их правления. Очень интересные коллекции наград Российской империи в соединении с фотографиями дают ощущение эпохи, ощущение времени и показывают многогранную личность Николая II. Например, целый зал посвящен теме самой церемонии коронования. Это был не только светский, но и во многом религиозный обряд, потому что было миропомазание на царством, особого рода причастие в алтаре. Интересно то, что на выставке много подлинников. Есть приглашения на саму церемонию коронации. Их можно посмотреть вблизи, почувствовать атмосферу этого события. Есть сувениры, которые были специально сделаны и раздавались во время торжества. Есть объявления и даже меню, которое было на обедах в честь коронации. Наверное, самые ценные экспонаты на этой выставке — это сумочка, которая принадлежала Елизавете Фёдоровне и Епитрахиль Иоанна Кронштадтского. Фактически это святыни. Потому что Елизавета Фёдоровна и Иоанн Кронштадтский в наше время канонизированы как святые», — рассказывает заместитель директора музея Оксана Иванова.

Два дня в середине июля для самой Оксаны Ивановой – совершенно особые, ведь она родом из Екатеринбурга и хорошо знает то место, где свершилась трагедия.

«Место это в советское время было такое тёмное, мрачное, тяжёлое. Там прямо ощущалась атмосфера горя, беды, какого-то, можно даже сказать, ужаса. Я помню тот огромный котлован, когда начали строить Храм-на-крови, приехал патриарх… Я стояла наверху, смотрела, у меня было такое ощущение, что я некую историческую яму видела буквально. Но когда через какое-то время на этом месте появился храм, сразу поменялась и атмосфера. Каждый год здесь проходят крестные ходы, это удивительное свидетельство единства.  На месте, где была большая трагедия, теперь происходит настолько духовнозначимые мероприятия!», — рассказывает Оксана Иванова.

Каждый год 17 июля Русская православная церковь чтит память царственных страстотерпцев.

«Семья Николая II была очень набожная, верующая. В отличие от многих высших аристократов и правителей того времени, для них действительно христианская ответственность, долг, милосердие были не пустыми словами. Всё своё личное состояние Николай II пожертвовал на помощь солдатам, на помощь жертвам войны. Это очень высокая планка ответственности правителей, аристократии за принимаемые решения. Это значит, что они не просто принимали какие-то важные для жизни государства решения, но и несли за них полную ответственность, в том числе и такую вот милосердную, сострадательную», — говорит Оксана Иванова.

«Мы говорим страстотерпцы, потому что они претерпели мученический венец, то есть, были убиенными, но при этом они не страдали непосредственно за саму веру. То есть они не были убиты за исповедание веры. Но своим беззлобием они приняли венец страдания, не противостоя и не сопротивляясь. Тем самым явили высшие христианские добродетели: любовь и беззлобие. В этом особенность наименование чина страстотерпцев. Как жертвенные агнцы беззлобно приняли те мучения, те страдания, которым они были подвергнуты», — объясняет настоятель Казанского храма Веры, Надежды, Любви и матери их Софии протоиерей Александр Павлов.

Великое княжеское сострадание

Серез сутки после расстрела семьи Николая II была убита и родная сестра императрицы. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была арестована чекистами в Марфо-Мариинской обители, отправлена сначала в Пермь, а потом в Екатеринбург, где приняла мученическую смерть, заживо погребённая в шахте.

«Вся Уральская земля освящена кровью святых царственных страстотерпцев. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II назвал шахту N 7 на урочище Ганина яма «настоящим Антиминсом»», — говорит сестра милосердия Свято-Никольского сестричества Ирина Плетнёва.

Свято-Никольское сестричество – старейшее в Татарстанской митрополии — носит имя святой великой княгини преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны.

«Сёстры и добровольцы нашего сестричества стараются не забывать об этом: в любом храме мы ищем икону нашей святой покровительницы, прикладываемся к ней, молимся. Чтим дни её памяти, имеем дома иконы святой, читаем о ней книги, смотрим фильмы… Но по-настоящему приближаешься сердцем к её человеческой жизни, христианскому подвигу, страданиям во имя Христа, побывав в Алапаевском музее «Напольная школа», походив по полу в её комнате, по которому ступали её ноги (паркет до сих пор не сменили), посмотрев в окно последнего её прибежища в здании бывшей Алапаевской школы на краю города. Стоя почти на краю святой шахты, где преподобномученица приняла мученическую кончину вместе с князьями Романовыми и преданными слугами, ощущаешь глубокую скорбь, стыд, раскаяние. Все мы понимаем, что несём ответственность только за личные грехи, но всё равно испытываем вину за то, что безбожники, совершившие это зверское убийство, наши соотечественники. Возле Поклонного Креста, установленного на краю шахты, не нужно понуждать себя к молитве. Молитва рождается сама. Здесь как-то по-особенному тихо, птичье пение не нарушает этой благоговейной тишины, оно как будто утешает молящихся», — рассказывает Ирина Плетнёва.

В начале июля сёстры и добровольцы Свято-Никольского сестричества во главе со своим духовником иеромонахом Романом (Модиным) совершили паломническую поездку по святым местам Урала. На Царские дни в Екатеринбург отправились и сотрудники службы помощи «Милосердие Казань», а также её руководитель Ольга Варганова. Царские дни в Екатеринбурге – это чреда памятных мероприятий, посвящённых духовному подвигу царственных страстотерпцев.

И если, по свидетельствам исторических источников, у семьи императора не было никакой возможности выехать за границу, чтобы спастись, то Елизавете Фёдоровне выезд предлагали дважды, но она отказалась покидать свою страну.

«Елизавета Фёдоровна — немецкая принцесса. Вместе с сестрой она приняла православие. Есть такая особенность, когда иностранец принимал православие, то он молился всегда перед Фёдоровской иконой Божьей Матери, и всегда получал отчество Фёдорович или Фёдоровна», — говорит иерей Олег Малышев.

Настоятель Мамадышского храма преподобной Ксении Римляныни – ещё и духовник одного из самых молодых сестричеств Татарстанской митрополии. Добровольческое движение белые платки надело лишь этой весной. Пример великой княжны и её милосердия – великий пример любви к ближнему своему, говорит отец Олег Малышев.

«У Елизаветы Фёдоровны муж был убит от бомбы террориста, по воспоминаниям, великая княжна сама помогала собирать останки супруга, которые были бомбой разбросаны на большое расстояние. И после такого она, ходила, пыталась примириться с этим преступником. Она ходила к нему в тюрьму, простила его, но он ей ответил очень плохо. После чего она и решила посвятить себя служению Христу. Она продала все свои имения и организовывала Марфо-Мариинскую обитель в честь святых жён мироносец Марфы и Марии, из которых первые пошли к гробу Господню», — говорит отец Олег.

«Пример жизни преподобномученицы Елизаветы учит сестёр быть стойкими, верными до самого конца. Она — великий пример милосердия, настоящей нелицемерной христианской любви. Невозможно себе представить, что какие-либо тяжелые обстоятельства или искушения смогли бы заставить её бросить свой Крест. Когда у тебя есть такая покровительница и молитвенница, стыдно малодушествовать или унывать. Стыдно снимать сестринский плат даже на время. Красивая внешне и духовно, она — пример для подражания сёстрам и добровольцам нашего сестричества. И это особо ощущалось в поездке по Уралу. Дай Бог теперь все эти бесценные сокровища сохранить в своём сердце», — надеется сестра милосердия Ирина Плетнёва.

В Татарстанской митрополии 13 сестричеств в Казани, Зеленодольске, Пестрецах, Лаишево, Алексеевском, Альметьевске, Бугульме, Лениногорске, Мамадыше и Набережных Челнах. Вы тоже можете начать служение или поддержать проекты службы «Милосердие Казань», по всем вопросам обращайтесь по телефону: 8-996-900-50-30.

Loading

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Свежие новости и лучшие статьи в вашем почтовом ящике