Всё о церковной благотворительности
и социальном служении
в Республике Татарстан

Доктор, помогите: координатор медицинских вопросов о рецептах милосердия

Найти жизненно важный препарат, подобрать клинику для реабилитации, получить консультацию от передовых врачей — это всё и не только под силу уникальному и единственному в своём роде сотруднику проекта «Ресурсный центр помощи нуждающимся людям». Он реализуется совместно Синодальным отделом по церковной благотворительности и службой помощи «Милосердие Казань». Марина Головаха по специальности врач общей практики, медицинский университет окончила с красным дипломом. Вот уже третий год она является координатором медицинских вопросов. Когда Марина только начинала работать на новой должности, то абсолютно все просьбы со всей страны, связанные с лечением и реабилитацией, проходили через неё. Сейчас всё иначе. Марина Головаха разработала схемы маршрутизации просьб. Это позволило вовлечь в процесс кураторов округов и существенно ускорить утверждение тех или иных закупок. Что очень важно, ведь от этого зависит человеческая жизнь. Однако самыми сложными ситуациями координатор продолжает заниматься исключительно лично.

Дорога милосердия, или переезд из Киева в Москву

Марина Головаха медицинский университет заканчивала в Киеве, там и работала не один десяток лет. Открыла свою частную медицинскую фирму, успевала вести научную деятельность и даже преподавать для будущих медиков. Марина хорошо помнит, как однажды узнала, что помощь требуется храму в Луганске, там закончились продукты, а значит скоро нечем будет кормить нуждающихся. На тот момент люди ежедневно приходили к батюшке за едой, достать себе пропитание вне церковных стен было практически невозможно.

«Батюшка Геннадий, настоятель Луганского храма в честь святых мучеников Адриана и Наталии ежедневно кормил по шестьсот человек. Это были очень тяжёлые времена, когда там ничего не было. Священник даже ездил в Россию через границу, чтобы дешевле купить продукты. Тогда мы начали перечислять батюшке деньги, чтобы ему было чем кормить людей. Также в Киеве помогали малоимущим, опекали ветеранов в нашем храме. Наступило время, когда помощь потребовалась беженцам из Луганска, они находились в Киеве, в пунктах временного размещения. Я подбирала им препараты, мы покупали все необходимые лекарства», — начинает свой рассказ Марина.

По её словам, тогда и мыслей не было, что спустя время, она сама будет просить о помощи точно в таких же ПВР, только в полутора тысячах километров от Киева. В начале 2022 года успешный доктор была вынуждена уехать. В Москве оказалась без ничего, не было даже документов, а значит и возможности начать работать. Тогда Марина как волонтёр пришла в Церковный штаб помощи беженцам. Вскоре врача с незаурядными знаниями и потрясающей работоспособностью заметили и предложили заняться координацией медицинских просьб. На тот момент в Штабе их накопилось очень много, требовалась высшая медицинская компетенция, чтобы разобрать каждый отдельный случай, и милосердное сердце, чтобы за кучей выписок, диагнозов и назначений, увидеть человека, ближнего своего, которому очень плохо прямо сейчас.

Маршрут милосердия, или как помогать быстрее

Координатором медицинских просьб Марина трудится уже третий год. Количество обращений растёт кратно, но и обрабатывать запросы теперь удаётся в разы быстрее. Доктор лично разработала сразу несколько схем маршрутизации так, чтобы со стандартными обращениями и несложными диагнозами на местах могли работать сами кураторы. Они есть в каждом федеральной округе. Это позволило ускорить процесс обратной связи. Но самое главное – освободило время на обработку сложных медицинских просьб. А таких тоже поступает немало, говорит Марина. Однажды координатору даже пришлось договариваться с заводом, чтобы там изменили параметры всего одной, но такой нужной инвалидной коляски.

«Для нас самое главное – не затягивать сроки. Люди, которые к нам обращаются, до этого множество порогов обили, устали от бюрократии, они просто хотят, чтобы им помогли. Но есть и особо тяжёлые случаи. Был у нас один проситель, ему требовалась очень дорогостоящая инвалидная коляска. Он смог даже добиться, чтобы её покупку одобрил ФСС, но из-за санкций цена резко в разы выросла, а по новой стоимости государство закупить коляску уже не могло. Чтобы помочь человеку, нами была проделана огромная работа. Выяснилось, что по параметрам, нужным для инвалида, средств реабилитации в нашей стране не производят. Тогда мы связались с одним российским заводом и смогли убедить производителя изменить параметры ради нашего просителя. Например, точно помню, что требовался иной наклон сиденья. На заводе коляску сделали, по цене она оказалась более чем доступной. Но это, действительно, исключительный случай, так как у пациента сложное заболевание», — объясняет Марина.

И хотя решение сложных медицинских просьб – это задача лично координатора, Марина Головаха никогда не остаётся один на один с проблемой. Например, чтобы найти оптимальный вариант для инвалидов-колясочников, к работе подключаются активисты, которые сами передвигаются на инвалидных колясках, а значит, знают ситуацию изнутри. Так было и с двадцатилетней девушкой, страдающей ДЦП. Электрическую коляску она получила бесплатно от государства, вот только оказалось, что та по размерам в квартире не вписывается ни в один дверной проём. Три года новая коляска стояла без дела, всё это время девушка не могла гулять на улице.

«По квартире девушка перемещалась в обычном кресле на колёсиках. Семья обратилась с просьбой в приобретении складной электроколяски. При общении выяснилось, что у них есть сертификаты от ФСС, это значит, что они могут получить коляску бесплатно. Вот только семья боялась ошибиться второй раз, не понимала, какая модель им нужна. Тогда мы в их регионе нашли все возможные места продажи подходящих инвалидных колясок. Девушка вместе с мамой доехала до магазинов, лично опробовала коляски и смогла подобрать модель под себя. Покупку семья оплатила сертификатами, то есть обошлось без нашей материальной помощи. Мы были очень рады, что смогли решить вопрос, в котором семья застряла практически на три года! Вот такой вроде бы небольшой нюанс, а насколько он определяет качество жизни пациента. На этот раз нам помогало сообщество инвалидов. Активисты доброжелательные и неравнодушные, особенно когда с проблемой сталкиваются молодые люди, которые прикованы к креслу, но хотят вести активный образ жизни. Ребята подсказали нам, а мы подсказали этой семье», — радуется Марина.

Чтобы найти решение в сложных случаях, приходится постараться, это всегда нестандартные схемы и логистика. Но это не значит, что запрос на покупку обычных ходунков даётся координатору легче. Марина давно поняла, что чем проще просьбы, тем бедственнее положение в регионе в плане медицинского обеспечения. И пока тяжелее всего дела обстоят на новых территориях. Оттуда иногда приходят самые «грустные» просьбы, например, на покупку самых доступных таблеток за сто, сто пятьдесят рублей. Но следом поступает и информация, что «нуждаемость» подтверждается. Это значит, что у просителя на самом деле нет денег.

«Мы ориентированы на самых нуждающихся, самых незащищённых, мы помогаем людям в трудных жизненных ситуациях, тем, кто оказался в беде. При этом количество просителей растёт кратно, каждый год в два раза практически увеличивается количество наших медицинских просьб. Это связано с тем, что всё больше людей узнаёт о нашей горячей линии», — уверена Марина.

Милосердие на прифронтовых территориях, или беззубая жизнь

Сотни диагнозов, бесконечное количество препаратов и непрекращающийся поток просьб. Кажется, нет такого медицинского вопроса, на который Марина Головаха не знала бы ответа. Задача координатора изучить медицинскую документацию просителей, чтобы убедиться, что курс реабилитации, операция, препараты или технические средства пациенту, действительно, положены по его диагнозу. Виза от координатора – важный сигнал для кураторов в регионах, что просимое можно приобретать. Самые болезненные просьбы поступают с новых территорий. Прямо сейчас Марина ищет возможность спасти от ампутации ногу молодого мужчины.

«Меня абсолютно поражает история о том, что молодому мужчине, которому всего тридцать восемь лет, предлагают ампутировать конечность с остеомиелитом. А всё потому, что в его регионе просто нет никаких специалистов, которые лечат остеомиелит. Мужчина заболеванием страдает уже несколько лет. На простом языке, всё это время у него потихоньку гниёт кость. Но лечения никакого нет! Ему просто обрабатывают рану и дают антибиотики, но эффекта ноль. И на данном этапе ему предлагают ампутировать ногу! Хотя я думаю, что не все варианты лечения использованы, ещё есть шанс решить вопрос. Сейчас мы активно просим одну из клиник на «большой земле» принять этого пациента», — переживает Марина.

Из-за войны, которая в ЛНР и ДНР идёт вот уже десять лет, многие жители остались без зубов, они сгнили, так как получить стоматологическую помощь было нереально. Много и тех, кто нуждается в замене суставов. Эти люди сейчас – вынужденные инвалиды, ожидая операции, они прикованы к постели. Есть и такие, кто, живя под обстрелами, врачебной помощи так и не дождался.

«На новых территориях мы сейчас активно внедряем телемедицинские консультации. Нас это очень спасает, ведь оплатить такую консультацию всегда дешевле, чем транспортировку пациента до кабинета врача, если он за тысячи километров. В ряде прифронтовых больниц мы пациентов стимулируем, чтобы они просили у врачей провести телемедицинскую консультацию. И доктора под действием уговоров от наших подопечных осваивают технологии. Мы уже связали Луганские и Донецкие больницы с нашими институтами ортопедии и травматологии в Москве и Санкт-Петербурге. Они оказывают дистанционную, консультативную помощь. Так врачам на месте, конечно, легче сориентироваться и принять правильные решения. Врачи понимают, что есть поддержка от коллег, что они не одни. Они увидели, что Москва и Питер сложные случаи может забрать к себе, чтобы прооперировать и дальше вести пациентов. Это очень важный момент! Ощущение взаимосвязи и для пациентов, и для врачей, которые и сами тоже нуждаются в поддержке», — говорит Марина.

За каждой медицинской просьбой – стоит человеческая жизнь. И чтобы принятое решение было во благо, координатор не просто изучает врачебную документацию. Марина связывается с родными, вызванивает поликлиники или больницы, собирает второе мнение высококлассных докторов.

«Есть просители, которые нуждаются, может быть, просто в поддержке. Им мы тоже помогаем. И речь не про психологическую помощь. Бывает так, что пациенты не доверяют врачам по месту жительства. Им необходимо услышать второе мнение. Им важно найти врача, который будет на их стороне, чтобы в любой момент можно было получить грамотную консультацию по диагнозу. Есть добрый и проверенный инструмент, который хотелось бы снова начать применять, речь про сообщество православных врачей. Врачей, которые готовы помогать нам с консультированием, независимо от региона нахождения, независимо от специализации. Нужны специалисты во всех областях, мы такого врача побеспокоим, может быть, только раз в году. Но даже один вопрос в году, решает очень много, от этого зависит судьба пациента. Нам нужны неврологи, иммунологи, проктологи, онкологи…», — перечисляет Марина.

Чтобы медицинская просьба прошла проверку и была отдана на закупку, работает большая команда. Иногда подключаются узкие специалисты, иногда специалисты по социальной работе, бывает, требуется помощь юристов и почти никогда не обходится без подсказки от фармацевтов. Ведь некоторые лекарства по особо сложным просьбам приходится буквально «доставать». Слово из советского прошлого снова стало реалией  нашего времени.

«Самая большая для нас радость, когда в результате нашего взаимодействия жизнь человека меняется. Когда появляется алгоритм решения медицинских проблем, и пациент становится более самостоятельным. Когда он начинает справляться со своей жизнью, может сам многие вещи преодолевать и делать. Когда мы видим, что проситель, с нашей и, конечно, Божьей помощью, смог переломить тяжёлые жизненные обстоятельства. Мы всегда стараемся в процессе взаимодействия проложить новые маршруты, наладить новые знакомства, дать новые контакты для человека, чтобы он научился справляться со своей жизненной ситуацией. И если наш подопечный находит эту опору, это самая большая для нас радость и победа!», — заканчивает свой рассказ координатор медицинских просьб Синодального отдела Русской Православной Церкви Марина Головаха.

Если вы или ваши родные нуждаются в медицинской помощи, которую не в состоянии самостоятельно оплатить, звоните по телефонам:  8-800-70-70-222 (горячая линия церковной помощи) и 8-996-900-50-30 (служба «Милосердие Казань»).

Loading

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Свежие новости и лучшие статьи в вашем почтовом ящике