Елена преКРАСНАЯ: волонтёр ковидного госпиталя налаживает патронажное служение в Донецке
Твердый характер у хрупкой женщины тут же выдаёт голос! Как только Елена Смоляк начинает говорить, сразу понимаешь, что ей точно многое под силу. Юность простой смоленской студентки пришлась на лихие 90-е, когда все крутились, как могли. Вот и Елена, переехав Москву, работала продавцом, ездила за товаром заграницу, а потому построила успешную карьеру в проектном институте, став всего за год заместителем генерального директора по административно-хозяйственному обеспечению. Жизнь изменилась в один миг, когда единственного сына сбил автомобиль. Елена вспоминает, как в реанимации между операциями её взгляд упал на икону Святителя Луки Крымского, перед образом безутешная мать молилась все долгие часы, пока шла первая операция, после которой должна была быть ещё одна. Но случилось чудо! Когда перед операцией сделали контрольный снимок, он показал, что кость сама встала ровно, оперировать не надо.
«В жизни надо что-то менять!»
Выхаживание сына в больнице стало переломным моментом в жизни Елены. Она без сомнений оставила карьеру и прибыльную работу, чтобы начать новое служение. В тот момент на мир обрушилась пандемия коронавируса, больницы оказались переполнены пациентами, требовалась помощь добровольцев. Елена без сомнений пошла волонтёром в красную зону госпиталя в Сокольниках. После трудилась в паллиативном отделении другой больницы, где была готова работать простой санитаркой. Спустя время Елена оказалась в Московской больнице № 52. На тот момент там не было ни сестринского, ни добровольческого движений. Елена всё начинала с нуля, собирая вокруг себя единомышленников. Когда она стала сестрой милосердия и надела белый плат, началась специальная военная операция. А вместе с ней появилось и новое служение – направлять сестёр милосердия в военные госпитали в приграничные зоны. Покинуть Москву и отправиться на служение в Донецк, героиня нашей статьи решила, как только сын стал совершеннолетним. Сейчас Елена Смоляк координирует адресную помощь и патронажную службу в Донецке. Это совместный проект «Милосердия Казань» и Отдела по социальному служению и благотворительности Русской Православной Церкви.
«Донецк прекрасен! Моё первое впечатление – помпезность! Колонны, ширина, разброс и разносторонность города. Маленькие дома, большие дома, настолько он разный. Донецк очень красивый, для меня это стало какой-то такой неожиданностью. Да, у него много ранений, он очень повреждён, но в то же время он прекрасен. Дай Господи, чтобы этот город снова возродился…», — говорит Елена.
Почти два месяца прошло с того момента, как Елена впервые увидела город шахтёров. До этого в Донецке она не была ни разу. И вслед за самим городом сестру милосердия поразили его люди. К себе местные жители подпускают не сразу, долго присматриваются. А ещё в условиях войны, проявляя каждую секунду неимоверное мужество, они умеют радоваться жизни, видя её проявления, казалось бы, в мелочах.
«Я познакомилась с местной жительницей по имени Татьяна. Семья живёт в частном доме, над которым много лет подряд, каждый день и ночь, стоял шум от пролетающих ракет и снарядов. Шум такой сильный, что ничего, кроме него не слышно! Люди всегда спали в одежде, если была зима – то в зимней. Они не раздевались, потому что боялись, что будет какой-то прилёт, тогда им придётся дом покидать, но они будут хотя бы одетые. Однажды весной Татьяна проснулась, вышла на улицу, а там – тишина! Она услышала пение птиц и заплакала от счастья. Люди, пережившие ужас войны и страх смерти, сохранили умение радоваться весне, птичьему гомону, распусканию цветов. Они сохранили человеческие качества, не обозлились, а наоборот стали ещё прекрасней. Такой пример мужества для меня был очень показателен», — говорит Елена.
Сейчас Татьяна помогает раненым бойцам в военных госпиталях Донецка. Женщина потеряла сына, он погиб на фронтах спецоперации, но находит в себе силы выхаживать чужих сыновей, восхищается Елена Смоляк.
«Трудно было, наверное, первые несколько недель, когда ты только приехал, а люди пока не доверяют тебе, присматриваются. Но потом приходит осознание, что в них так много боли, они так много пережили, их так часто обманывали. А ты как пластырь на рану. Тебе не нужно пропускать их боль через себя, тебе нужно помочь им прийти в себя. Это, наверное, самое важное и сложное. И когда понимаешь, тогда и тебе легче, и им не тяжело», — объясняет Елена.
«Не делайте вид, что меня здесь нет»
Эти слова самого первого подопечного всё продолжают звучать в голове, признаётся Елена. На горячую линию поступил звонок от мужчины, который просить помочь ему поправить упавший забор. И хотя ремонтные работы в обязанности патронажной службы не входят, сестра милосердия решила выехать по адресу, захватив с собой ещё и продукты. Милосердное сердце не ошиблось, на месте Елена увидела удручающую картину: полуразрушенный дом с грудой мусора вместо крыши, упавший забор и мужчину, который среди всего это пытается жить дальше.
«Я вижу, что из-за забора выходит хромая собака, потом куча котов, затем котята, а за вереницей животных идёт мужчина. Он в совершенно грязной, порванной одежде, волосы взъерошенные, руки-ноги грязные. Всё говорило о том, что человек живёт очень давно без воды, в полной антисанитарии. Он очень удивился и обрадовался, что мы приехали! Сначала не хотел брать продукты, но взял. Потом он мне начал показывать, что нужно здесь поправить забор. А я стою и думаю про себя, что тут не забор надо править, тут всё сносить надо, а человека – приводить в человеческий вид. Мы очень долго разговаривали, а когда стали уезжать, он сказал: «только, пожалуйста, не делайте вид, как все окружающие, что меня здесь нет». Тогда я чётко поняла — этот нуждающийся, который рядом с тобой сейчас, и есть твой ближний. Теперь мы постоянно приезжаем к нему, гуманитарную помощь привозим. Хотели положить его в больницу, но он пока не соглашается…», — переживает Елена.
Проект по адресному и патронажному служению в Донецке только стартовал, а в списке у Елены уже почти десять адресов, где в помощи очень нуждаются. В основном, это престарелые люди, инвалиды и бойцы СВО, оставшиеся без рук или ног. Есть и онкологические больные. Некоторых подопечных получается находить в буквальном смысле слова по запаху. Так было с одним жителем Донецка, калека оказался брошенным на произвол судьбы.
«Мужчина лишился ноги ещё восемь лет назад. Он живёт в общежитии один, в комнате в десять квадратных метров. Придя первый раз туда, мы отмахивались от смрада и мух, а сколько там клопов и тараканов! В этой крохотной комнатке стоит холодильник, телевизор, плита, кровать. За пятьдесят рублей ему ежедневно выносят горшок. Сам он не может даже встать, так как его протез очень тяжёлый. Он его надевает и тут же начинает назад падать. Мы ему помогаем продуктами, одеждой, убираемся, надеемся, что сможем сделать ремонт. Привозим ему домашнюю еду, которую в своей квартире готовим. Всё очень скромно – макароны с котлетами, но он так радуется!», — продолжает рассказ Елена.
По каждому патронажному адресу Елену ждут разные истории. Женщине, больной раком, требуется помощь, чтобы помыться. Но делать это чаще, чем раз в три недели, не получается, так как в Донецке до сих пор серьёзные перебои с водоснабжением. Чаще всего подопечные нуждаются в продуктах питания и лекарствах. Но бывает и так, что добровольцев ждут лишь для того, чтобы было, с кем поговорить.
«Люди нуждаются во внимании, любви и поддержке»
Дела милосердия в разрушенном Донецке не знают выходных и праздников. Служение ненормированное и едва ли не круглосуточное. Отдельного офиса у патронажной службы пока нет, работа ведётся из квартиры, в которой проживает координатор нового направления Елена Смоляк. Вместе с ней живут и добровольцы, они приезжают в город посменно, зачастую даже не понимая, что их тут ждёт. Так случилось и с Олегом. Когда парень бросил университет и решил «искать себя», мама отправила его в Донецк, чтобы потрудился волонтёром. Олег оказался в патронажной службе.
«Олег — очень хороший парень, отзывчивый, много чего делал, готов был оставаться и в ночь. Когда он уезжал, я предложила написать письмо для его мамы. Я почувствовала, что ему очень важно, чтобы мама знала, что он может, что у него много сил, что он молодец. Олег – старший ребёнок в многодетной семье, отец ушёл и мама тянет детей одна. Поэтому я написала письмо и передала его маме», — рассказывает Елена.
«Маленькое письмо благодарности для Мамы.
Уважаемая Анна Игоревна, хочу поблагодарить вас за такого прекрасного сына.
22 года — это так мало для жизненного опыта, но так прекрасно для поиска в себе добра и отзывчивости. Ваш сын всем этим обладает в огромном количестве… Добрейшее сердце… Благодарим вас за сына и всегда будем рады его видеть в наших волонтёрских рядах.
Сестра милосердия и координатор адресно-патронажной помощи Донецка Елена»
Вот так Елена Смоляк начала собирать и истории преображения самих волонтёров. Недавно во время служения в Донецке крещение приняла многодетная мать. Дети у Ксении выросли, с разрешения мужа она приехала в город, чтобы потрудиться.
«Вот вы спрашиваете, откуда берутся силы? Все силы от Бога! Молиться, причащаться, исповедоваться, жить со Христом, стремиться к Богу… Я понимаю, что Господь каждого человека призывает по-своему отказаться от чего-то. У кого-то в большем, у кого-то в меньшем, у всех по-разному. Но если мы в чём-то отказываемся, Господь компенсирует. И слова владыки Пантелеимона, что любовь умножается делением, это совершенно верно. Она на самом деле умножается в сердце. Ты отдаёшь людям всего себя до конца. Ты спишь по три часа где-то. Ты отдаёшь много времени беседам. Ты слушаешь людей. Но Господь тебе компенсирует это всё. Надо стоять на камне веры и понимать, что Господь живёт в сердце», — говорит Елена.
Если вы готовы стать волонтёром адресно-патронажной службы, звоните по номеру: 8-996-900-50-30.
Заполнить анкету добровольца зоны конфликта можно, перейдя по ссылке.
23.09.2024