Границы и доверие подростков: советы психолога с 30-летним стажем
В нашей службе психологической помощи «Утешение» на днях стартовал новый проект по помощи самой уязвимой и важной категории обращающихся в службу. Подросткам. Работать с ними будет опытный психолог матушка Александра Александровна Холодкова. Некоторыми советами общения с подростками она поделилась с нами.
— Матушка Александра, за свою практику вы видели разные истории, а какие проблемы у подростков самые частые?
— С подростками я работаю более 30 лет. Скажу, что подростковый период – самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это очень сложный в жизни ребенка, это время взросления – ребенку приходится решать много проблем: происходит половое созревание, ребенок бывает растерян, эмоционально нестабилен, он меняется – как физически, так и психологически, ему необходимо адаптироваться к новому себе.
Но, самая частая проблема этого возраста – отсутствие понимания со стороны близких. И это большая беда. Многих ошибок подросток может избежать, и его жизнь будет протекать спокойнее, он будет уверен в себе, если его принимают таким, какой он есть, гордятся им и поддерживают его.
— Сегодня в СМИ мы часто читаем о подростковой жестокости. Причина в бесчувственности или отсутствии критического мышления?
— Очень часто жестокость является распространённой формой проявления протеста подростка против непонимания, нелюбви и непринятия его как личности. Личность, которая чувствует себя не нужной, не любимой, не принятой обществом, зачастую показывает свое аморальное поведение — жестокость, агрессивность, как способ отображения внутреннего мира, страдания, внутренней боли.
И, на мой взгляд, корни жестокости нужно искать в семье, в воспитании. Если в семье нет дел милосердия, отсутствует взаимопомощь и взаимоподдержка, в детях появляется росточек жестокости и бесчувственности, который будет расти, если родители его подкармливают
Отсутствие критического мышления означает, что человек не имеет способности отделить факт от мнения, факт от эмоции, факт от заблуждения, факт от вымысла, и, в конце концов, человек теряет некоторые представления о реальности, у него смешиваются границы между понятиями, а также исчезает граница между добром и злом.
— Нужно ли вторгаться в личную жизнь подростка?
— На мой взгляд, у каждого человека должно быть свое личное пространство, в которое никто не имеет права вторгаться и не важно, сколько человеку лет. Вторгаться – это значит ломать то, что есть и строить то, что ломающий считает важным и нужным, не взирая ни на что. Нужно помогать, направлять, поддерживать, — но не ломать.
— Как сохранить доверие между взрослым и подростком и не упустить переломные моменты в его становлении, предубедить неполезное общение?
— Готовиться к этому нужно заранее, нужно выстраивать с ребенком теплые, доверительные отношения, интересоваться тем, что он читает, что смотрит, что слушает, чем дышит. Нужно научить ребенка критически мыслить. Постараться быть для ребенка человеком, к которому можно всегда прийти за помощью и поддержкой, постараться, чтобы ваше мнение было важно для ребенка. Если с раннего детства выстраивать такую коммуникацию, проблем будет меньше, и вы всегда сможете помочь и, при необходимости даже переубедить.
— Какой первый шаг к общению, когда подросток будет делиться переживаниями?
— НЕ РУГАТЬ. НЕ ОТРИЦАТЬ.
Подросток это чувствует, хорошее это переживание, или вам оно не нравится, он его чувствует, ему нужно об этом поговорить, может даже понять, что он чувствует, почему он это чувствует, проговорить и пережит свои ощущения.
ПОНЯТЬ. ПОМОЧЬ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе «ЛадьЯ». О чем она?
— Если говорить сухо, цель данной программы профилактика рискованного и отклоняющегося поведения. Она ориентирована, прежде всего, на формирование у подростков общечеловеческих ценностей, на создание условий для интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности – прим.ред.) представлений о нравственно-этических ценностях и их ассимиляции (лат. assimilatio — уподобление, усвоение) в нравственном самосознании подростков, формирование стремления опираться на них в процессе осуществления жизненных выборов.
Важно показать подростку, что ценностное сознание всегда связано с эмоционально напряженным процессом выбора, который существенно облегчается в том случае, когда человек утверждается в предпочтении ценности. Для человека, обладающего высшей духовной ценностью, выбор перестает быть проблемой, поскольку такой человек уже навсегда определил свой нравственный путь, обрел источник подлинно этического осмысления бытия, жизненную устремленность и истину и тем самым предрешил все последующие частные выборы.
Как уточнили в службе «Утешение», группа на первый набор в программу «Ладья» уже переполнена. Но психологи службы каждый день проводят индивидуальные консультации и групповые сессии, не только для подростков, но и для семейных пар, людей с зависимостями и тех, кому необходима помощь профессионального православного психолога. Записаться можно по телефону + 7 904 667 21 44.
30.10.2022