Календарь Великого Поста
- Святая Четыредесятница
1 седмица (27 февраля – 4 марта)
В первые 4 дня первой седмицы Великого постаза вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон святителя Андрея Критского.
Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. Типикон в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы предписывает максимально строгую степень поста — полное воздержание от пищи; в среду и пятницу, то есть в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров — однократное сухоядение после окончания литургии.
Неделя(неделя – это воскресный день) 1‑я Великого поста. Торжество Православия – 5 марта.
Праздник установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII – IX вв.).
«В сей день, в первую Неделю святого поста, – сообщает «Синаксарь», – Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием»
2 седмица (5–11 марта)
Вторая седмица Великого поста — самая простая и будничная среди всех седмиц. Здесь нет ни особых богослужебных дней, ни доминирующих тем в песнопениях. Здесь мы как бы проводим будни поста, частично отдыхаем после напряжения наших сил на 1-й седмице.
Суббота 2-й седмицы. День поминовения усопших
Здесь совершается «требная» заупокойная служба: в отличие от суббот мясопустной и Троицкой, когда мы молимся о всех усопших вообще, здесь молитва совершается в первую очередь за родственников и близких. Более простой статус этих заупокойных служб суббот поста проявляется в том, что заупокойные службы отменяются при совпадении субботы с любым значимым праздником Минеи: полиелейным святым, предпразднством, праздником и отданием Благовещения Пресвятой Богородицы.
Неделя 2‑я Великого поста. Святителя Григория Паламы – 12 марта.
Святитель Григорий Палама жил в XIV веке и в споре с Варлаамом Калабрийским отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Его память во 2-ю неделю поста была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия (чин которой к тому времени уже сформировался). Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени
3 седмица (12–18 марта)
Здесь, как и на 2-й седмице, нет особых богослужебных дней и каких-либо уникальных песнопений. Богослужение в понедельник – пятницу совершается по обычному великопостному чину. Единственный нюанс, который стоит отметить – это самая ранняя седмица, на которую может выпасть праздник Благовещения Пресвятой Богородице (начиная с четверга 3-й седмицы поста).
В отличие от 1-й и 2-й седмиц поста, в песнопениях 3-й седмицы есть доминирующая тема, связанная с воскресным чтением древней иерусалимской традиции – притча о блудном сыне. В древнем Иерусалиме до XI века в Неделю 2-й поста читали притчу о блудном сыне в качестве евангельского чтения литургии.
Суббота 3-й седмицы. День поминовения усопших
Суббота 3-й седмицы идентична 2-й субботе Великого поста; здесь также совершается молитва за усопших родственников и близких.
Неделя 3‑я Великого поста. Крестопоклонная (Мк.8:34–9:1) – 19 марта.
Неделя 3-я Великого поста называется Крестопоклонной, так как в этот день совершается поклонение Честному Кресту. Неделя Крестопоклонная имеет множество параллелей с Неделей Православия и вместе эти два дня являются самыми торжественными праздниками Святой Четыредесятницы.
4 седмица (19–25 марта)
Для утешения и подкрепления верующих среди подвигов св. Четыредесятницы в четвертую ее седмицу продолжается поклонение Животворящему Кресту; оно совершается в понедельник, среду и пятницу этой седмицы. В пятницу, по окончании Часов и после обычного поклонения и лобзания, Крест благоговейно и торжественно препровождается в алтарь. От поклонения Кресту вся четвертая седмица называется Средокрестною и Крестопоклонною. В эту седмицу Церковь назидает нас при богослужении между прочим песнопениями, преданными ей от Иосифа и Феодора Студитов и Феофана Исповедника.
Неделя 4‑я Великого поста. Преп. Иоанна Лествичника (VI в.) – 26 марта.
Прп. Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью в числе выдающихся соустроителей монашества. Широкому кругу христиан он известен, прежде всего, как составитель авторитетного и весьма популярного памятника аскетической литературы: «Лествица…». Не будет преувеличением сказать, что это произведение являлось настольной книгой для многих прославленных подвижников. Подробнее о нем.
5 седмица (26 марта – 1 апреля)
«Да не будут люди ленивы к духовным подвигам», Церковь в три дня пятой седмицы, в четверток, субботу и день воскресный предлагает особенные для верующих побуждения к подвигам благочестия. В четверток на утреннем богослужении Церковь произносит весь Великий канон св. Андрея Критского и житие св. преподобныя Марии Египетской. Посему совершение канона св. Андрея Критского в четверток пятой седмицы Великого поста называется иногда стоянием Марии Египетской.
- Мари́ино стояние или Четверток Великого канона (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской). Совершается в среду вечером.
- Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля.
- Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 1 апреля. Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу 5‑й седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 31 марта).
Неделя 5‑я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 2 апреля.
Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V и в начале VI столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить ее на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17 лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию. Сегодня мы знаем, что вся ее жизнь после посещения храма Воскресения Христова была исполнена покаянием.
6 седмица, «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 2–8 апреля.
- В пятницу седмицы вáий, 7 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть 40-дневного поста («душеполéзную совершив Четыредеся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).
Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами. Сам праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунадесятым праздникам, но не имеет ни предпразднства ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седмицы.
- Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря (Ин.11:1–45) – 8 апреля.
Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Иисуса Христа и как удостоверение в воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших, что и выражается в тропаре праздника (глас 1-й): «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, (т.е. удостоверяя), из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы (еврейские) победы знамения носяще. Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».
Неделя 6‑я, ваий (цветоносная, Ве́рбное воскресе́нье). Вход Господень в Иерусалим (Ин.12:1–18) – 9 апреля.
Подражая современникам Христа, встречавшим Спасителя в Иерусалиме словами «Осанна в Вышних!» и постилавшим пальмовые ветви и одежды под Его ноги, мы тоже встречаем Христа с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия.
- Страстная седмица (10–15 апреля)
Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.
Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Богослужения Страстной отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.
- Великий Понедельник (10 апреля).
Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за 20 сребреников (Быт.37); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18-43; 24:3-35). - Великий Вторник (11 апреля).
Притчи: о 10 девах и талантах; пророчество о Страшном Суде (Мф.24:36–26:2). - Великая Среда (12 апреля).
Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6–16).
- Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с 3‑мя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).
- Великий Четверг (13 апреля).
Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин. - В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги 12 сослужителям).
- Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.
- Великая Пятница (14 апреля).
Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа. - День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, по традиции, воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
- Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
- Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
- В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
- Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.
- Великая Суббота (15 апреля).
Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица). - Утром совершается Литургия Великой Субботы, после которой, по традиции, благословляется праздничная трапеза (Устав предписывает делать это после пасхальной Литургии и освящения артоса).
Подробнее о Страстной седмице читайте здесь.
Светлое Христово Воскресение. Пасха – 16 апреля
По материалам: Азбука.ру
28.02.2023