Всё о церковной благотворительности
и социальном служении
в Республике Татарстан

Календарь Великого Поста

  1. Святая Четыредесятница

1 седмица (27 февраля – 4 марта)

В первые 4 дня первой седмицы Великого постаза вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон святителя Андрея Критского.

Пост первой седмицы великой Четыредесятницы строже других по уставу. Типикон в понедельник, вторник и четверг 1-й седмицы предписывает максимально строгую степень поста — полное воздержание от пищи; в среду и пятницу, то есть в дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров — однократное сухоядение после окончания литургии.

Неделя(неделя – это воскресный день) 1‑я Великого поста. Торжество Православия – 5 марта.

Праздник установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII – IX вв.).

«В сей день, в первую Неделю святого поста,  – сообщает «Синаксарь», – Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием»

2 седмица (5–11 марта)

Вторая седмица Великого поста — самая простая и будничная среди всех седмиц. Здесь нет ни особых богослужебных дней, ни доминирующих тем в песнопениях. Здесь мы как бы проводим будни поста, частично отдыхаем после напряжения наших сил на 1-й седмице.

Суббота 2-й седмицы. День поминовения усопших

Здесь совершается «требная» заупокойная служба: в отличие от суббот мясопустной и Троицкой, когда мы молимся о всех усопших вообще, здесь молитва совершается в первую очередь за родственников и близких. Более простой статус этих заупокойных служб суббот поста проявляется в том, что заупокойные службы отменяются при совпадении субботы с любым значимым праздником Минеи: полиелейным святым, предпразднством, праздником и отданием Благовещения Пресвятой Богородицы.

Неделя 2‑я Великого поста. Святителя Григория Паламы – 12 марта.

Святитель Григорий Палама жил в XIV веке и в споре с Варлаамом Калабрийским отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Его память во 2-ю неделю поста была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия (чин которой к тому времени уже сформировался). Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени

3 седмица (12–18 марта)

Здесь, как и на 2-й седмице, нет особых богослужебных дней и каких-либо уникальных песнопений. Богослужение в понедельник – пятницу совершается по обычному великопостному чину. Единственный нюанс, который стоит отметить – это самая ранняя седмица, на которую может выпасть праздник Благовещения Пресвятой Богородице (начиная с четверга 3-й седмицы поста).

В отличие от 1-й и 2-й седмиц поста, в песнопениях 3-й седмицы есть доминирующая тема, связанная с воскресным чтением древней иерусалимской традиции – притча о блудном сыне. В древнем Иерусалиме до XI  века в Неделю 2-й поста читали притчу о блудном сыне в качестве евангельского чтения литургии.

Суббота 3-й седмицы. День поминовения усопших

Суббота 3-й седмицы идентична 2-й субботе Великого поста; здесь также совершается молитва за усопших родственников и близких.

Неделя 3‑я Великого поста. Крестопоклонная (Мк.8:34–9:1) – 19 марта.

Неделя 3-я Великого поста называется Крестопоклонной, так как в этот день совершается поклонение Честному Кресту. Неделя Крестопоклонная имеет множество параллелей с Неделей Православия и вместе эти два дня являются самыми торжественными праздниками Святой Четыредесятницы.

4 седмица (19–25 марта)

Для уте­ше­ния и под­креп­ле­ния ве­ру­ю­щих сре­ди по­дви­гов св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в чет­вер­тую ее сед­ми­цу про­дол­жа­ет­ся по­кло­не­ние Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту; оно со­вер­ша­ет­ся в по­не­дель­ник, сре­ду и пят­ни­цу этой сед­ми­цы. В пят­ни­цу, по окон­ча­нии Ча­сов и по­сле обыч­но­го по­кло­не­ния и лоб­за­ния, Крест бла­го­го­вей­но и тор­же­ствен­но пре­про­вож­да­ет­ся в ал­тарь. От по­кло­не­ния Кре­сту вся чет­вер­тая сед­ми­ца на­зы­ва­ет­ся Сре­до­крест­ною и Кре­сто­по­клон­ною. В эту сед­ми­цу Цер­ковь на­зи­да­ет нас при бо­го­слу­же­нии меж­ду про­чим пес­но­пе­ни­я­ми, пре­дан­ны­ми ей от Иоси­фа и Фе­о­до­ра Сту­ди­тов и Фе­о­фа­на Ис­по­вед­ни­ка.

Неделя 4‑я Великого постаПреп. Иоанна Лествичника (VI в.) – 26 марта.

Прп. Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью в числе выдающихся соустроителей монашества. Широкому кругу христиан он известен, прежде всего, как составитель авторитетного и весьма популярного памятника аскетической литературы: «Лествица…». Не будет преувеличением сказать, что это произведение являлось настольной книгой для многих прославленных подвижников. Подробнее о нем.

5 седмица (26 марта – 1 апреля)

«Да не бу­дут лю­ди ле­ни­вы к ду­хов­ным по­дви­гам», Цер­ковь в три дня пя­той сед­ми­цы, в чет­вер­ток, суб­бо­ту и день вос­крес­ный пред­ла­га­ет осо­бен­ные для ве­ру­ю­щих по­буж­де­ния к по­дви­гам бла­го­че­стия. В чет­вер­ток на утрен­нем бо­го­слу­же­нии Цер­ковь про­из­но­сит весь Ве­ли­кий ка­нон св. Ан­дрея Крит­ско­го и жи­тие св. пре­по­доб­ныя Ма­рии Еги­пет­ской. По­се­му со­вер­ше­ние ка­но­на св. Ан­дрея Крит­ско­го в чет­вер­ток пя­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста на­зы­ва­ет­ся ино­гда сто­я­ни­ем Ма­рии Еги­пет­ской.

  • Мари́ино стояние или Четверток Великого канона (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской). Совершается в среду вечером.
  • Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля.
  • Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 1 апреля. Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу 5‑й седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 31 марта).

Неделя 5‑я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 2 апреля.

Пре­по­доб­ная Ма­рия, про­зван­ная Еги­пет­ской, жи­ла в се­ре­дине V и в на­ча­ле VI сто­ле­тия. Ее мо­ло­дость не пред­ве­ща­ла ни­че­го хо­ро­ше­го. Ма­рии ис­пол­ни­лось лишь две­на­дцать лет, ко­гда она ушла из сво­е­го до­ма в го­ро­де Алек­сан­дрии. Бу­дучи сво­бод­ной от ро­ди­тель­ско­го над­зо­ра, мо­ло­дой и неопыт­ной, Ма­рия увлек­лась по­роч­ной жиз­нью. Неко­му бы­ло оста­но­вить ее на пу­ти к по­ги­бе­ли, а со­блаз­ни­те­лей и со­блаз­нов бы­ло нема­ло. Так 17 лет Ма­рия жи­ла в гре­хах, по­ка ми­ло­сти­вый Гос­подь не об­ра­тил ее к по­ка­я­нию. Сегодня мы знаем, что вся ее жизнь после посещения храма Воскресения Христова была исполнена покаянием.

6 седмица, «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 2–8 апреля.

  • В пятницу седмицы вáий, 7 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть 40-дневного поста («душеполéзную совершив Четыредеся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Неде­ля ва­ий по­свя­ще­на вос­по­ми­на­нию торже­ствен­но­го Вхо­да Гос­под­ня во Иеру­са­лим, ку­да Он шел для стра­да­ний и Крест­ной смер­ти. Это со­бы­тие опи­са­но все­ми еван­ге­ли­ста­ми. Сам празд­ник Вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим при­над­ле­жит к дву­на­де­ся­тым празд­ни­кам, но не име­ет ни пред­праздн­ства ни по­праздн­ства, так как окру­жен дня­ми по­ста Че­ты­ре­де­сят­ни­цы и Страст­ной сед­ми­цы.

  • Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря (Ин.11:1–45) – 8 апреля.

Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря Цер­ковь про­слав­ля­ет как до­ка­за­тель­ство Бо­же­ствен­ной си­лы Иису­са Хри­ста и как удо­сто­ве­ре­ние в вос­кре­се­нии Хри­ста и в об­щем вос­кре­се­нии всех умер­ших, что и вы­ра­жа­ет­ся в тро­па­ре празд­ни­ка (глас 1-й): «Об­щее вос­кре­се­ние преж­де Тво­ея стра­сти уве­ряя, (т.е. удо­сто­ве­ряя), из мерт­вых воз­двигл еси Ла­за­ря, Хри­сте Бо­же. Тем­же и мы, яко от­ро­цы (ев­рей­ские) по­бе­ды зна­ме­ния но­ся­ще. Те­бе по­бе­ди­те­лю смер­ти во­пи­ем: осан­на в выш­них, бла­го­сло­вен гря­дый во имя Гос­подне».

Неделя 6‑я, ваий (цветоносная, Ве́рбное воскресе́нье). Вход Господень в Иерусалим (Ин.12:1–18) – 9 апреля.

Подражая современникам Христа, встречавшим Спасителя в Иерусалиме словами «Осанна в Вышних!» и постилавшим пальмовые ветви и одежды под Его ноги,  мы тоже встречаем Христа с зелеными ветвями в руках. Христиане Востока – с ветвями финиковых пальм, лавра, цветами. У жителей Севера они поневоле заменяются вербами – первыми зеленеющими деревьями. Они освящаются в канун праздника, на Всенощном бдении, после чтения Евангелия.

  1. Страстная седмица (10–15 апреля)

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.

Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Богослужения Страстной отличаются целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершаются только в эту седмицу. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.

  • Великий Понедельник (10 апреля).
    Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за 20 сребреников (Быт.37); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18-43; 24:3-35).
  • Великий Вторник (11 апреля).
    Притчи: о 10 девах и талантах; пророчество о Страшном Суде (Мф.24:36–26:2).
  • Великая Среда (12 апреля).
    Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6–16).
  • Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с 3‑мя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).
  • Великий Четверг (13 апреля).
    Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
  • В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги 12 сослужителям).
  • Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
    Патриарх совершает освящение мира.

  • Великая Пятница (14 апреля).
    Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа.
  • День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, по традиции, воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
  • Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
  • Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
  • В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
  • Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.
  • Великая Суббота (15 апреля).
    Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
  • Утром совершается Литургия Великой Субботы, после которой, по традиции, благословляется праздничная трапеза (Устав предписывает делать это после пасхальной Литургии и освящения артоса).

Подробнее о Страстной седмице читайте здесь

Светлое Христово Воскресение. Пасха – 16 апреля

 

По материалам: Азбука.ру

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Свежие новости и лучшие статьи в вашем почтовом ящике