Казанское милосердие в Ростове-на-Дону: о служении в военном госпитале рассказали сами сёстры
Очередной выезд в военный госпиталь Ростова-на-Дону сестер милосердия, организованный службой «Милосерлие Казань», окончен. В Казань после служения вернулись сёстры милосердия Свято-Никольского и Покровского сестричеств. На протяжении девяти дней три отважные женщины, журналист, инженер-строитель и технолог, несли дежурство в палатах раненых бойцов. Если в больницах Казани сёстры милосердия помогают пациентам готовиться к исповеди и причастию, читают им молитвы и просто общаются, то на южных рубежах им предстояла совсем иная задача. Из зоны СВО в Ростовский военный госпиталь доставляют раненых бойцов. Палаты, коридоры никогда не пустуют… А женских рук не хватает, на постоянной основе нужна помощь в уходе за мужчинами, которые в боях лишись рук, ног, получили тяжелейшие ранения, но не сдались. Фронт служения казанских сестёр большой: помыть, поменять бельё, подстричь, побрить, покормить, сопроводить до туалета. Три взгляда на одно служение в нашей статье.
Взгляд первый, или как Казанская икона казака спасла
Для сестры милосердия Свято-Никольского сестричества, журналиста Анны Хасановой это была первая поездка в Ростовский госпиталь. Белый плат с красным крестом женщина надела в том же году, когда началась специальная военная операция. В Новоиерусалимском подворье был организован Гуманитарный центр, откуда в зону СВО постоянно отправляют помощь для наших бойцов. Анна не скрывает, что решиться поехать туда, где дыхание войны очень близко, было сложно. Сестра милосердия опасалась, что не облагает навыками, необходимыми для работы с ранеными. Но это оказалось не так. Милосердное сердце и выносливость – главное, что требуется от добровольцев, говорит Анна. На протяжении всей смены, а длилась она с 10 по 19 июля, служение в палатах продолжалось по двенадцать часов.
«Мы жили в Иверском женском монастыре, это полчаса езды до госпиталя. Я разговаривала со священником, который служит в монастыре отцом Николаем, с игуменьей монастыря матушкой Рахиль. Они ответили на многие мои вопросы, они очень много знают про войну, вдохновили меня, придали очень много сил. Сёстры монастыря с уважением относятся к сёстрам милосердия, кормили нас по вечерам вкусной трапезой, постной, но очень вкусной!», — рассказывает Анна Хасанова.
Помогают освоиться и Ростовские сёстры милосердия. Сестринский пункт при Военном госпитале существует со времён чеченской войны.
«Атмосфера в госпитале очень доброжелательная, тёплая. Медперсонал старается во всём помогать нашим ребятам. В первые дни, когда бойцы поступают, они не хотят есть. Кто-то контуженный, кто-то просто не ел несколько дней. Но в госпитале к бойцам относятся, как к своим детям, с огромной любовью. Сами бойцы настолько благодушные! Они счастливы, что вырвались из этого ада. Я ни разу на протяжении всего служения не услышала ни грубого слова, ни гнева. Они благодарят, когда ты их моешь. Кормишь с ложечки, даже ругаются, что сами хотят, а ведь некоторые не могут! Но каждый, кто может, тут же говорит, что «я сам». Несмотря на тяжелейшие ранения, они стараются быть мужественными», — продолжает свой рассказ Анна.
Большинство пациентов лежат в госпитале после ампутаций, говорит сестра милосердия. Война собрала на своих фронтах мужчин со всей страны, разного возраста, разных национальностей и взглядов на жизнь.
«С одной стороны, там тяжело, и морально, и физически, но, с другой стороны, там вот Бог рядом. Он прямо вот рядышком. Там нет неверующих людей. В госпитале я повстречала и буддистов, и мусульман, но, конечно, большая часть ребят — православные. Они настолько бережно относятся к своим крестикам, иконкам», — рассказывает Анна.
Больше остальных, по словам Анны, её потрясла история одного пациента госпиталя – казака по имени Александр. Во время сражения боец был тяжело ранен, но так получилось, что товарищи не смогли оказать ему помощь и он остался один.
«Будучи раненым, он четыре дня ползком добирался до своих. Днём там летают квадрокоптеры, ночью работают тепловизоры. Есть только небольшой промежуток времени по вечерам, когда можно хоть как-то передвигаться и быть незаметным для врага. Александр мне рассказывал, как он слизывал росу с листиков, с травинок. Наконец он смог доползти до полуразрушенного храма. Там не было сводов, не было дверей. Была только икона Казанской Божьей Матери, она стояла прислонённая к стене. Он заполз за икону, скрывался за ней, думая, что, наверное, здесь и останется, умрёт… Но так получилось, что именно в храме его в итоге спасли. Ребята нашли, вытащили и доставили в госпиталь. К сожалению, руку сохранить не удалось, ампутировали. Но он настолько жизнерадостный, настолько счастливый, что выжил благодаря Казанскому образу Богородицы», — говорит Анна.
Взгляд второй, или как любовь лечит боль
Для бывшего технолога, а теперь пенсионерки и сестры милосердия Свято-Покровского сестричества это была уже вторая поездка в Военный госпиталь Ростова-на-Дону. Татьяна Меньшова была самой опытной из всей группы. И если в первый раз её служение проходило в отделении, где лежат бойцы с более лёгкими ранениями, то на этот раз помогать надо было тем, кто буквально находится на грани жизни и смерти.
«Я ехала туда на этот раз, словно еду к своим детям, и неважно, сколько раненым лет, они все мне, как дети! Каждое утро я приходила в госпиталь и спрашивала у ребят, ходили ли они в туалет. Это проблема для них, но они стесняются говорить об этом. Но мы смогли их к себе расположить. Сложилась такая атмосфера любви, что уходить по вечерам оттуда было неохота. Хотя мы сильно уставали, но вечером приезжали в монастырь, помоемся, поедим и хоть обратно возвращайся в госпиталь! Нам Бог в нашем служении помогает всегда», — уверенно говорит Татьяна Меньшова.
Несмотря на то, что смена закончилась и Татьяна уже вернулась в Казань, она продолжает поддерживать связь со своими ростовскими подопечными. На днях поступила информация, что одного из самых тяжёлых пациентов перевезли из Ростовского госпиталя в Москву, в Главный военный госпиталь имени Н. Н. Бурденко. Эту новость сестра милосердия тут же сообщила родным бойца, так как загодя уточнила контакты семьи, чтобы оставаться с ними на связи. По словам Татьяны, когда у бойца есть поддержка от близких, для неё всегда это очень радостно, ведь это значит, что после выписки человеку есть куда пойти. Но так случается далеко не всегда.
«Был один мальчик, всего 21 год ему, ногу отняли у него. Когда я спросила, есть ли родители, он сказал, что папа ещё семь лет назад умер, а у мамы цирроз печени. Братьев, сестёр нет, родственников тоже нет. Вы знаете, как его жалко… Но всё же в госпитале атмосфера спокойная. Очень много любви там, одна любовь. Понимаете, некоторые солдаты хоть и агрессивные, конечно, такими их война сделала, но всё равно к ним относишься, как к родным детям, с любовью. Там столько страданий, ужаса, боли в глазах у некоторых. Моё самое большое потрясение, что тяжёлых раненых очень много. Значит, что помощь наша, сестринская, там по-прежнему очень нужна», — говорит Татьяна.
Взгляд третий, или как верить в победу
Инженер-проектировщик и сестра милосердия Свято-Никольского сестричества Лариса Мандрова в Ростовском военном госпитале служила впервые.
«У нас в Казани были организованы курсы по уходу за лежачими больными. Я прошла эти курсы, но личного опыта ухода у меня как бы не было. Был небольшой страх, что курсы – это лишь теория, а практику мы проходим на здоровых людях, которых можно переворачивать сколько угодно, с ранеными так ведь не поступишь… Но с нами была сестра Татьяна, она имела опыт служения в Ростовском госпитале. Мы два дня около неё побыли, посмотрели, как она всё делает, а потом уже дальше стали самостоятельно работать. Обратно я приехала с огромным чувством радости! Уверена, что у тех бойцов, которым мы помогали, всё будет хорошо. Благодаря нашей современной медицине не было отчаяния, что они там пропадут», — рассказывает Лариса Мандрова.
По словам Ларисы, в персонал госпиталя помощь сестёр милосердия принимает с благодарностью. При необходимости медики всегда на связи и полностью доверяют добровольцам в белых платках с красными крестами. Жители Ростова-на-Дону тоже постоянно оказывают поддержку бойцам, передавая совершенно незнакомым людям разнообразные домашние вкусности.
«Запомнился один парень по имени Алексей. Я сама с ним не общалась, но он слышала, как он о своих ранениях по телефону рассказывал друзьям. Из него вытащили 14 осколков! Но пуля на вылет пролетела в сантиметре от позвоночника и в сантиметре от сердца. Он по госпиталю на инвалидной коляске передвигался самостоятельно, то есть конечности не были сильно поражены. Вот от него можно было прямо заряжаться, как от батарейки. Наверное, такой радости в глазах даже при рождении детей не у всех увидишь, сколько в нём было радости жизни!», — вспоминает Лариса.
Сестра милосердия признаётся, что бойцам СВО помогала с первых дней спецоперации, перечисляла деньги, трудилась в Гуманитарном центре. В госпиталь решилась поехать, чтобы получить обратную связь от самих героев нашего времени. Но получила даже больше, чем ожидала.
«В тех отделениях, где мы служили, лежат бойцы с переломами и после ампутации. Все парни на позитиве. Не было никого, кто бы жаловался на жизнь! Все они говорят, что то, что они делают, это всё правильно, это нужно. И они верят в нашу победу!», — восхищается Лариса.
Организатором выездов в военные госпитали Ростова-на-Дону и Макеевки, а также Северодонецк выступает служба помощи нуждающимся «Милосердие Казань». Поездки осуществляются на постоянной основе. Если вы готовы оказать помощь раненым и мирному населению на новых территориях, звоните по телефону: 8-996-900-50-30.
22.07.2024