Всё о церковной благотворительности
и социальном служении
в Республике Татарстан

«Милосердие Казань» в Северодонецке: добровольцы о служении в разрушенном городе

Сотрудник и добровольцы службы «Милосердие Казань» провели в Северодонецке восемь дней. Им предстояло обойти адреса нуждающихся в помощи, понять, что требуется в первую очередь и как можно скорее сделать просимое. Вот только зачастую оказывалось, что больше всего жители города, который какое-то время обстреливался с двух сторон, нуждаются просто в добром слове и тёплых объятьях. Многие из них переживали бомбёжку в одиночестве, провели долгие страшные месяцы в своих квартирах, так как здоровье не позволило покинуть жилище. Сейчас город медленно, но уверенно восстанавливается. Вот только Северодонецк стал городом стариков и инвалидов. У людей не осталось ни родных, ни друзей, ни даже соседей, которые могли бы их поддержать. Заботу на себя взяли волонтёры «Милосердия Казань». Наша служба является координатором социального служения епархии ЛНР и Северодонецкой и Старобельской епархий. На этот раз служение в Северодонецке на себя взяли психолог Дмитрий, железнодорожный работник Надежда и медсестра Анна. Истории их служения в нашей статье.

Психолог Дмитрий и сила духа в целлофановых окнах

Дмитрий Гайнуллин – сотрудник службы «Милосердие Казань» – в Северодонецке уже был. Эта поездка стала второй и, по его признанию, более осознанной, чем первая. Хотя именно она разделила жизнь мужчины на до и после. Дмитрий настолько проникся историями людей, которые оказались в «заложниках» войны, что, вернувшись весной из Северодонецка, в Казани начал работать в совершенном новом для себя статусе. Просто доброволец стал штатным сотрудником службы, а именно психологом по направлению посттравматических синдромов. Война не проходит бесследно ни для кого. В Казани Дмитрий помогает раненым бойцам, а также тем, кто вернулся из зоны СВО в отпуск и понимает, что не знает, как начать жить в мирных условиях. В Северодонецк Дмитрий во второй раз отправился, прекрасно понимая, какое непростое служение там предстоит.

«Было меньше эмоций касаемо тех разрушений, которые там встречаются. Больше было сосредоточенности на работе, на деятельности. Тем более, что уже есть представление о том, как выстраивается помощь. Весной были налажены важные контакты и сейчас работа шла быстрее и легче. В прошлый раз я уезжал с ощущением того, что за неделю там ничего невозможно сделать, было разочарование, что мало успел. На этот раз я чётко осознал, что мы все будто песчинки в масштабах всеобщего горя. Мы ни минуты не сидели без дела, старались выезжать по адресам как можно раньше, чтобы больше квартир обойти. Но осознание собственной немощности поразило. Но всё же с Божьей помощью удалось помочь многим людям многим», — начинает свой рассказ Дмитрий.

Команда «Милосердия Казань» ездила по адресам, большая часть из которых, новые и незнакомые для Дмитрия. В какой-то момент возникло даже ощущение, что нуждающихся, сколько бы ни трудились волонтёры, становится всё больше. Это так и есть. В Северодонецк возвращаются жители, но всё равно это, в основном, старые и больные люди. Среди вернувшихся и пенсионерка Надежда Васильевна. Страшные месяцы бомбёжки она пережила у старшего сына в России. Вот только надолго оставаться в безопасном месте не смогла – квартира у сына маленькая, а пожилая женщина не хотела быть обузой для молодой семьи.

«Дом Надежды Васильевны пострадал во время одной из бомбёжек. Из России она вернулась в Северодонецк, живёт в полуразрушенном доме одна, отопления нет, вместе стёкол на окнах – целлофан. Она собирается в таких условиях зимовать. Пенсионерка очень надеялась на помощь младшего сына, который остался в Северодонецке, но он умер. Нам 

Надежда Васильевна рассказала, что во время боевых действий сыну пришлось хоронить соседей, в какой-то момент он сам не выдержал и умер, она его похоронила, до сих пор, когда рассказывает о младшем сыне, плачет. Но несмотря на ужас войны и потери, бабуля стойко держится, еду себе на костре готовит, так как прилёт ракеты пришёлся на кухню», — говорит Дмитрий.

Адреса, где могут находиться нуждающиеся, добровольцам передаёт социальная служба Северодонецка. На этот раз в списках оказалась квартира, где проживают два бывших сотрудника НИИ, муж и жена. Где-то требуется уборка и уход, а где-то просто доброе слово и возможность выслушать. Так оказалось и в квартире старших научных сотрудников. Во время обстрелов пожилой доцент с супругой 150 дней прятались в подвале, а когда смогли наконец-то вернуться в квартиру, стало ясно, что бесследно эти дни страха не прошли.

«У деда запущенная грыжа, ему срочно требуется операция, но он отказывается, так как ухаживает за женой. А у бабули все признаки посттравматического синдрома, депрессии, уныния. И таких там великое множество, люди живут в условиях, когда постоянно где-то стреляют, что-то взрывается, там семье разорваны, многие оказались по разные стороны», — говорит Дмитрий.

А потому психологические навыки оказания помощи в Северодонецке пришлись как нельзя кстати. По словам Дмитрий, при необходимости во время обходов он старался помочь нуждающимся и как психолог.

«Там катастрофически не хватает волонтёров. Я бы вот прямо сейчас бы сел в машину снова и поехал обратно, потому что там, действительно, нужна помощь. Это очень полезные поездки для переосознания, переосмысления собственной жизни», — убеждён Дмитрий.

Железнодорожный работник и чай из дождевой воды

В команде с Дмитрием в Северодонецке трудилась и Надежда Корнеева. Для сотрудницы РЖД из Нижнекамска это была первая подобного рода поездка. И сама женщина не скрывает, что отправилась в разрушенный город, чтобы, в том числе, найти ответы на свои вопросы. Во время пандемии коронавируса Надежда потеряла новорождённого сына, чтобы найти утешение пришла в храм, а вот теперь решила начать помогать нуждающимся. Эта поездка стала настоящим откровением, говорит она. По первому же адресу, куда попали добровольцы, их ждала тяжёлая история борьбы за жизнь вопреки всему.

«Нам предстояло помыть, пробрить и подстричь 43-летнего Сергея, он лежачий инвалид. Стал таким в возрасте 19 лет, во время уличной драки получил тяжёлые травмы и оказался прикованным к кровати. У мужчины ноги полностью не работают, одна рука тоже, а вот второй он ещё как-то может управлять. Сначала за ним ухаживала мать, которая умерла. Бомбёжки Сергей переживал один, он добрался до кухни, где проходит несущая стена, там и жил. Несмотря на свою участь, мужчина очень позитивный, даже шутил с нами. Мы его так в ванной распарили, что кожа впервые за долгое время приобрела естественный здоровый цвет. Постельное бельё ему поменяли, еду приготовили, воды набрали», — рассказывает Надежда.

Сергей добровольцам обрадовался ещё и потому, что долгое время не причащался. Волонтёры переговорили с батюшкой, который в ближайшее время пообещал навестить одинокого Сергея, радуется Надежда. А ещё мужчина попросил привезти ему конфет и не шоколадных, а обычных карамельных, как в детстве. Помимо душевной помощи, во время служения требовалась и физическая. В городе очень много людей с больным ногами, есть даже предположение, что это последствия пережитого стресса во время обстрелов.

«Там с ногами у многих проблемы. Видимо, это психосоматика. Местные рассказывают, что когда русские пришли, они вышли на улицу, поняли, что их освободили, начали радоваться и многие прямо там попадали, ноги подкосились и всё, перестали ходить! Поехали мы к одной такой женщине, чтобы лекарства отвезти. У неё ноги больные, она еле-еле ходит. Всю войну просидела на балконе, чай пила на дождевой воде, говорит, это был самый вкусный чай. Вспоминает, как каждый раз дождь ждала, чтобы запасы пополнить, ведь в доме все коммуникации были перекрыты. Помнит, как радовалась, когда однажды удалось собрать сорок три кастрюли дождевой воды. Мы у неё на балконе убрались. Но топорик, щепки и консервную баночку, в которой она еду готовила, не стали выбрасывать, аккуратно сложили. Потому что у них всех остаётся страх, что это всё вернётся…», — переживает Надежда.

Сама Надежда взяла на себя функции секретаря, говорит, что весь восемь дней провела с блокнотом, фиксируя все просьбы подопечных. А ещё женщина каждое утро и вечер по дороге на служение читала молитвы. Без этого в Северодонецке никак.

«Там много стариков, горя и боли, теперь молюсь за них за всех. Но там я получила много любви, почувствовала прямо, что там Господь ближе! А людям часто и не помощь нужна, просто, чтобы их послушали», — заканчивает свой рассказ Надежда.

Медсестра Анна и город, который есть!

Для медсестры и добровольца службы «Милосердие Казань» Анны Донцовой это тоже была первая поездка в Северодонецк. И, как часто бывает, первое потрясение женщина испытала, просто увидев город.

«Больше всего по приезду поразили дома, постройки, что с ними стало из-за войны. Поразило также, что при всём при том город потихонечку восстанавливается, делаются дороги, ремонтируются многоэтажки. Я видела город, который, несмотря ни на что, живёт. Северодонецк пережил трагедию, но люди работают, люди общаются, люди отдыхают. Очень бросилось мне в глаза, что мало деток. Как нам объяснили, что детей увозили на Украину из-за военных действий. Однако, по словам местных жителей, достаточно много людей сейчас вернулись обратно, также и дети. Это очень хороший, положительный фактор внушает веру в то, что город возродиться, там всё наладится», — говорит Анна.

После того, как первый шок отпустил и началась плановая работа по оказанию адресной и социально-бытовой помощи, у Анны случилось ещё одно осознание. Прочувствовав свою боль Северодонецка как одного живого организма, женщина окунулась в проблемы отдельно взятых людей. Убирая квартиры, помогая помыться, принося лекарства и еду, доброволец понимала, насколько важно, чтобы рядом с человеком был человек.

«Меня восхищают люди Северодонецка. Несмотря на всё пережитое, они остаются открытыми, добрыми, у них такая взаимовыручка! Я благодарна Богу за то, что сподобил меня поехать в эту поездку, что получилось съездить. Я благодарна Богу за то, что свёл с замечательными людьми, с которыми мы работали в команде. Я полагаю, что и каждый из нас чему-то научился друг у друга. Работая в команде, можно помочь людям даже за такой короткий срок», — говорит Анна.

Если вы готовы отправиться в Северодонецк для оказания помощи мирному населению, звоните по телефону: 8-996-900-50-30. По этому номеру вы также можете узнать, как присоединиться к остальным проектам службы «Милосердие Казань».

Loading

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Свежие новости и лучшие статьи в вашем почтовом ящике