Милосердие «наше всё»: к 225-летию Александра Пушкина вспоминаем приезд поэта в Казань
Двое суток и семь часов провёл Александр Сергеевич Пушкин в Казани. В наш город он приезжал в сентябре 1833 года, работая над «Капитанской дочкой» и собирая информацию о Пугачёвском восстании. В определённой степени поездка в Казань надежд Пушкина не оправдала, ведь ценный очевидец бунта Леонтий Крупеников не смог рассказать ничего интересного. Но это не помешало писателю создать великую повесть о милосердии и о том, как важно в любой ситуации оставаться человеком. 6 июня исполняется 225 лет со дня рождения великого русского поэта и писателя. О милосердии, русском языке и пушкинских местах в Казани – наша статья.
В Казань по-домашнему
По словам казанских краеведов, Александр Сергеевич в наш город приехал не для того, чтобы блистать на приёмах или купаться в лучах собственной славы. Напротив, прибыл Пушкин почти инкогнито, в домашней одежде и попросил не собирать обеды в его честь. Великий ум был занят изучением Пугачёского бунта. Также Пушкин рассчитывал побеседовать с Леонтием Крупениковым, который побывал в плену у войска разбойников и был ценным источником важной информации. Вот только ожиданиям Пушкина так и не суждено было сбыться. По словам историка Яна Гордеева, с Крупениковым поэт хоть и побеседовал, вот только ничего ценного так и не узнал.
«Дом Крупенникова, который стоял по соседству с домом Зинаиды Ушковой, снесён в советское время, когда строили высотку КФУ. Проезд был нужен для строительной техники и дом, в котором Пушкин беседовал с Леонтием Крупениковым (он в юности попал в плен к пугачёвцам) был уничтожен. Кстати, этот самый важный очевидец Пугачёва так ничего и не рассказал интересного для Пушкина», — указывает автор канала «Архитектурасы» Ян Гордеев.
Историк считает, что память о пребывании Пушкина в Казани постепенно исчезает с улиц нашего города. Сохранились только три здания, причём два из них лишь частично. Это дом Фукса и гостиница Дворянского собрания. И если в доме Фукса после реконструкции ещё теплится жизнь, то гостиница пребывает в запустении уже более десяти лет. Сохранился дом на углу Профсоюзной и площади Тукая. Всё остальное снесено, печально констатируют краеведы. О передвижениях поэта по городу можно найти лишь один достоверный источник — воспоминания Александры Андреевны Фукс.
«Пушкин оказался в Казани, потому что ему хотелось своими глазами посмотреть на те места, которые были связаны с Пугачёвым. Это была, говоря современным языком, рабочая поездка. Пушкин был в центре Казани, съездил по окрестностям, был в Суконной слободе, был на территории Арского поля. Все эти места хорошо знакомы казанцам», — рассказывает доктор филологических наук, заведующая музеем Л. Н. Толстого в Казани Лия Бушканец.
Пошаговый маршрут двух дней и семи часов нахождения Пушкина в Казани до сих пор вызывает споры между учёными. Многое приходится предполагать и перепроверять. Так, например, накануне памятной даты новая мемориальная табличка появилась на здании одного казанского кафе на улице Тукаевской. Вот только действительно ли стены «видели» великого поэта? Чтобы ответить на этот вопрос кандидату исторических наук Наталье Топал предстоит порыться в архивах. Именно она первая из исторической общественности и обнаружила пока спорную табличку.
«Недавно шла по улице Тукаевской, непосредственно рядом с Колхозным рынком. Там недавно восстановили дом, где раньше были номера, и на фасаде появилась табличка «Здесь во время своего пребывания в Казани останавливался Пушкин». Место это непопулярное как пушкинское. Если понимать, что рядом на этой же улице стоит Тихвинский храм, то можно предположить, что туда заходил Пушкин, раз он останавливался в этих номерах. Но это ещё предстоит исследовать. Вообще пушкинские места всегда дискуссионные! До сих пор историки спорят, где был, а где не был у нас поэт», — говорит кандидат исторических наук Наталья Топал.
Интересен маршрут Пушкина по нашему городу и для доцента Казанской православной духовной семинарии Анатолия Елдашева. Однако и здесь остаётся лишь предполагать.
«Александр Сергеевич Пушкин был рядом с Духосошественской церковью на Суконной слободе, потому что там находился Горлов кабак. К счастью, он сохранился — это место, где улица Волкова упирается в улицу Петербургскую. Конечно, Пушкин был в Казанской крепости, которая была в ужасном состоянии после пожара 3 сентября 1815 года. 18 лет прошло к 1933 году, а крепость так и не восстановлена! Собор весь сложился, а, значит, Пушкин не мог там побывать. Конечно, поэт лицезрел Казанский Богородицкий храм; жил у Энгельгарда рядом с Варваринской церковью; проезжал мимо Грузинской церкви, где 15-е почтовое отделение на улице Карла Маркса. Вот эти все церкви Александр Пушкин в Казани видел, а вот посещал или нет? Нет у нас таких сведений», — констатирует Анатолий Елдашев.
Повесть о милосердии
«Капитанская дочка» стала итогом путешествия Пушкина в поисках информации о Пугачёском восстании. Большая повесть, по словам доктора филологических наук Лии Бушканец, словно пронизана милосердием. Пушкину было настолько важно запустить эту цепочку милосердия, что пришлось даже нарушить законы правдоподобия, чтобы случился снежный буран, хотя действие в произведении разворачивается в конце лета — начале осени.
«Пушкину нужен был буран, чтобы встретились Гринёв и Пугачёв на этих ветрах истории. Самая первая сцена, с которой цепочка милосердия и начинается, это знаменитая сцена, когда во время бурана Гринёв встречает Пугачёва и дарит ему заячий тулупчик. Тулупчик Пугачёву мал, он надевает его, тот трескается, то есть подарок бесполезный. Но Пугачёв запоминает этот подарок милосердия и отвечает Гринёву милосердием, ведь Гринёва не повесили. А в самом конце единственные сочувствующие глаза, которые перед казнью увидел Пугачёв в толпе, были глаза Гринёва. Человеческие связи и милосердие — единственное, что нас в этой жизни удерживает на плаву», — уверенно говорит Лия Бушканец.
Повесть, появившаяся на свет, в том числе, и после визита Пушкина в Казань, даёт ответы на вопросы, которые терзали поэта. Автор понял сам и говорит остальным, насколько важно в любой ситуации оставаться человеком. Простая формула милосердия на все времена.
«Что касается милосердия, то это главное в произведениях Пушкина! Работая над историей Пугачёва и «Капитанской дочкой», то есть теми произведениями, которые связаны с Казанью, Пушкин размышлял о том, что в нашей истории, в нашей жизни очень много сил, которые нам враждебны. Во-первых, это власть, она всегда проявляет себя в ущемлении бедных людей и это неизбежно, это функция государства, власть всегда жестока по отношению к «маленьким» людям. Вторая сила, о которой говорил Пушкин, это дворянство и дворянство оказывается в зависимом положении от власти, но в то же время выполняет подавляющую функцию власти по отношению к своим крестьянам. И третье — это крестьянство, которое часто чувствует себя обозлённым на власть и на дворянство и, соответственно, мстит, отвечает страшной жестокостью. Эти три силы, определяющие развитие государства, очень жестоки по отношению друг к другу. Как же жить в такой ситуации взаимной, абсолютной жестокости? Единственный выход, размышлял Пушкин, это милосердие. То есть остаться человеком в любой ситуации! Ведь человек это и есть милосердие. И, если мы вспомним персонажей «Капитанской дочки», то каждый из них ведёт себя как человек, а не как функция определённой силы. Например, Пугачёв должен был повесить Гринёва, но он ведёт себя как заботящийся отец и помогает ему и Маше. Когда Маша в Петербурге просит помощи у императрицы, то она выступает по отношению к Маше как заботливая мать. Императрица прощает Гринёва и в этом прощении есть высшая мудрость!», — продолжает свой рассказал Лия Бушканец.
Великий и могучий!
Чтобы понять, как говорили или писали до Пушкина, Лия Бушканец советует почитать произведения 18 века, например, Крылова, у которого много для нас непонятного. Стилистическое разнообразие и функциональность русского литературного языка – это достижение Пушкина.
«Когда мы читаем Пушкина и то, что было написано после него, хотя и двести лет прошло с того времени, нам это всё уже очень хорошо понятно. Мы теперь продолжаем мыслить и относиться к языку, используя его каждый раз так, как это нужно в данном случае, используем так, как это делал Пушкин. До Пушкина язык был очень нормативным. То есть был язык, на котором говорили дворяне, был язык чиновников, был просторечный язык и так далее. Пушкин сумел создать такой русский язык, на котором можно было думать и писать, он взял лучшее из разных стилей», — говорит Лия Бушканец.
Доктор филологических наук уверена, что язык как живое существо находится в постоянном движении, оставляет то, что необходимо и отторгает то, что мешает ему развиваться. Заметнее и чувствительнее всего утраты привычного языка случаются во времена исторических переломов. Однако сейчас великий и могучий язык Пушкина оказался под угрозой по другой причине. Филологи отмечают отрицательное влияние чиновного языка, который никогда ничего не называет прямо, а потому происходит утрата смыслов.
«Изменения в языке неизбежны, идёт упрощение грамматики. Например, английский язык практически потерял спряжения глаголов и ничего страшного не произошло, зато у него есть какие-то другие способы выражать сложные смыслы, потому что язык, прежде всего, выражает смыслы. Вот, если мы смыслы потеряем, то тогда мы язык потеряем!», — подводит итог нашей беседы доктор филологических наук.
Казанская афиша Дня русского языка 2024
День рождения великого поэта и День русского языка в Казани отметят на нескольких площадках. По традиции, общественность на поэтический митинг соберётся около памятника Пушкину, где состоится возложение цветов.
- В парке «Чёрное озеро» 5 июня в 17:00 состоится книжный фестиваль.
- В Присутственных местах Казанского Кремля покажут театральную зарисовку о жизни и творчестве Пушкина, начало 6 июня в 18:30.
- В Галерее современного искусства презентуют выставку «Город гения», экспозиция откроется 6 июня в 18:00. Первый час вход бесплатный.
- В музее Е. А. Боратынского пройдёт тематический бал, начало 6 июня в 18:00.
Но даже если в этот день вы не сможете побывать на мероприятиях, в любой момент вы можете взять в руки произведения великого поэта, проникнуться его слогом и соприкоснуться с тем величием милосердия, которое воспевал Александр Пушкин. Ведь милосердие существует вне времени и обстоятельств.
Фото: Всероссийский музей А. С. Пушкина
04.06.2024