Милосердие со школьной скамьи: к 1 сентября сотрудники службы вспоминают уроки добра, пронесённые через всю жизнь
И пусть школьные годы давно остались позади, но в День знаний, кажется, нет того, кто бы не вспоминал время, проведённое за партой. Вот и сотрудники службы помощи нуждающимся «Милосердие Казань» решили поделиться своими весёлыми и трогательными история, которые родом со школы и о которых помниться до сих пор. Да, формулы по геометрии давно позабыты, а вместе с ними и стихотворные рифмы, и законы физики, и много чего ещё, чему учили в школе. Но главные уроки были точно усвоены на «отлично»! Этих не было в расписании, это уроки добра и милосердия. Тимуровцы помогали одиноким пенсионерам, младшеклассники собирали макулатуру, отличники тянули отстающих, а самые обычные занятия по литературе превращались в торжество вечного и великого. О милосердии родом из детства – в нашей праздничной статье.
Анна Игнатьева: «Школьные дежурства научили нас ответственности, что от нас зависит комфорт других учеников»
Координатор службы добровольцев «Милосердие Казань»
Школа это не просто место, где мы получаем знания, но и это целый мир, полный эмоций, дружбы и незабываемых моментов. В школе я обрела много друзей, с которыми мы вместе переживали радости и трудности, поддерживали друг друга перед контрольными, давали списывать, шли после школы вместе домой, помогали друг другу с домашними заданиями. Так же я дружила и с параллельными классами. У нас была традиция передавать тетрадки, где мы писали друг другу письма, в которых мы рассказывали, как проходит день, делились секретами. После уроков мы любили с подружками зайти в детский городок, покататься на горках, качелях, поесть мороженое. Одними из тёплых воспоминаний были наши школьные чаепития. Перед этим мы украшали класс шарами, гирляндами, соединяли парты. Столы ломились от сладостей, каждый старался принести собственноручно испечённый торт или пирожные. Всегда были весёлые и интересные конкурсы. Например, хорошо запомнился конкурс, кто быстрее почистит картофель. Тогда я почистила быстрее, но срезала очень много кожуры, поэтому мою победу не засчитали.
Вспоминая школьные годы, невозможно не вспомнить о дежурствах в столовой и в гардеробе. Это были особые моменты, когда мы могли немного отдохнуть от уроков и провести время вместе. Ещё в эти дни можно было приходить не в школьной форме. Дежурство в столовой было настоящим приключением. Мы с подругами всегда старались попасть в эту смену, чтобы побольше пообщаться и посмеяться вместе за чашечкой какао с любимой пиццей и пирожками. Помимо веселья эти дежурства научили нас ответственности. Мы понимали, что от нас зависит порядок и комфорт других учеников.
Дмитрий Гайнуллин: «Помню, как за меня заступилась староста класса, она дала понять, что в каждом есть что-то доброе и хорошее»
Руководитель службы «ZOV – Причал»
Так получилось, что я в школе учился на год дольше остальных, так как в седьмом классе остался на второй год. Тогда я больше месяца прогулял школу, принёс учителям липовую справку, и меня оставили на второй год. Но я об этом не знал, когда пришёл на линейку на 1 сентября. Там стоял мой класс и класс на год меня младше, куда меня и определили. Когда я встал вместе с ними, то понял, что приключилась беда. Я застал ещё пионерию, но меня не принимали в пионеры, я был хулиганистый. У нас в классе октябрятами оставались буквально два-три человека, в том числе и я. Тогда староста нашего класса собрала комиссию из учителей. На этой комиссии она выступила в мою защиту, а я даже этого не знал. Это мне уже учителя потом рассказали, что она очень яро защищала меня. Говорила о том, что я на самом деле хороший мальчик. Благодаря ей меня приняли в пионеры. Это было так удивительно, что за меня кто-то заступился, что во мне видели что-то доброе, хорошее и достойное звание пионера.
Ирина Назарова: «Однажды вместо школьной формы на 1 сентября я пошла во взрослом костюме в полоску»
Редактор службы «Милосердие Казань»
В августе, наверное, перед седьмым или восьмым классом родители отправили меня в Ейск на море. Там так нас прекрасно кормили! А я ещё и с собой брала белый пшеничный хлеб, в кровати под подушкой грызла его, хлеб был такой вкусный. Но последствия были неизбежны! Когда после смены меня взвесили, выяснилось, что я набрала сразу четыре килограмма! И всё бы ничего, но школьная форма была куплена давно, а в неё я уже не влезала. Мы кинулись искать новую, размеров побольше, но в те времена ничего нельзя было так просто купить или достать, как тогда говорили. В итоге мне купили взрослую одежду, такой полосатый костюм. Все ребята на 1 сентября были в форме, а я во взрослом костюме. Я тогда очень хорошо запомнила, что есть надо меньше, запомнила и то, как я тогда выделялась среди одноклассников своей взрослой обновкой.
Мария Корнилова: «Мы были самыми активными тимуровцами»
Руководитель проектов службы «Милосердие Казань»
В первый класс я пошла в новом районе, куда мы только что переехали. Поэтому я пропустила всю подготовительную часть. Меня взяли в школу в шесть лет, что по тем временам было редкостью. Я пришла в школу не умеющая ни читать, ни писать, но попала в самый сильный класс! Я была активисткой, командиром тимуровцев, мы помогали бабушкам. У нас была подопечная Лидия Ивановна. Мы убирались у неё дома, готовили еду, бегали в аптеку. А ещё мы немножечко хулиганили. Я помню, как мы во время урока биологии выбрались через окно на крышу и стали играть там в классики. За что, конечно же, был получен выговор. Но мы всё отработали активной работой на благо других!
Мария Муратзина: «Мы росли в дружбе, всегда помогала неуспевающим ученикам»
Руководитель Дома горячего питания имени Иоанна Кронштадтского
Я жила и училась в Казахстане в образцовой школе. Классы тогда были большие и интернациональные. Событий было много, во всех я участвовала, потому что была отличницей и активисткой. Школа на меня оказала большое влияние. Я помогала слабым ученикам, подтягивали их по основным предметам. Я занималась спортом, была кандидатом в мастера спорта по волейболу, была председателем совета дружины! Но, наверное, всё-таки самое яркое событие — это две мои любимые учительницы. Первая учительница Наталья Георгиевна в начальных классах и учитель русского языка и литературы Анна Николаевна в старших классах. Два больших человека для моей жизни, которые заменяли мне во многом маму, потому что мама сильно болела, она не могла уделять мне столько времени, сколько было необходимо. Анна Николаевна была эвакуирована в Казахстан во время Великой Отечественной войны из Ленинграда. Она была необыкновенной, с дворянскими корнями. Помню, на внеклассных занятиях однажды Анна Николаевна нам показывала, как пользоваться непривычными для советских детей столовыми приборами, например, ножом и вилкой для рыбы. Кажется, мелочь, но на самом деле это очень сильно расширяло, понимаете, человека в те времена.
Анна Николаевна дала мне очень важные советы по жизни. Моя последняя встреча с учительницей была перед поступлением в институт. И тогда Анна Николаевна мне сказала, что если человек выходит на свою тропу жизни, то он должен придерживаться основных правил: стараться никому не врать, не причинять вред, быть честным с самим собой. А ещё она сказала, что у меня очень много задатков для хорошего преподавателя. Так я и пошла по филологической линии, я же специалист русского языка и литературы. Это моя учительница вывела меня в жизнь.
Мелания Апраксина: «На самом обычном уроке литературы случилось маленькое чудо»
Руководитель кризисного приюта «Мамино Гнёздышко»
Самое яркое воспоминание из школьного времени — это не победа на олимпиаде и даже не выпускной. Это самый обычный урок литературы, который стал для меня маленьким чудом. Был ноябрь, за окном моросил тоскливый дождь, в классе пахло меловой пылью. Мы проходили «Гранатовый браслет» Куприна. Учительница литературы читала вслух финальные строки, сцену, где Вера слушает сонату Бетховена. Она говорила о любви, которая бывает раз в тысячу лет. Голос стал тише и проникновеннее на словах: «Да святится имя Твоё…». В классе стояла звенящая тишина. Даже заядлые хулиганы, обычно демонстративно болтавшие, смотрели на учителя, затаив дыхание. Казалось, будто сам воздух наполнился чем-то прекрасным. А потом, после паузы, учительница включила магнитофон. Мы все замерли. Небольшая тишина, и полились первые аккорды той самой второй сонаты Бетховена. Мы слушали… Минут десять под мрачным ноябрьским небом, под стук дождя по стеклу, наш самый хулиганистый десятый класс слушал великую музыку, которую нам только что прочитали вслух. И чувствовал. Это было чувство, которое стало вдруг понятным и осязаемым. Когда соната закончилась, прозвенел звонок. Но никто не сорвался с места, как обычно. Все молча, медленно начали собирать вещи.
В тот день я поняла, что урок — это не только домашние задания и оценки. Это возможность вдруг всем классом прикоснуться к чему-то вечному, великому и прекрасному. Это была не просто музыка Бетховена. Это было внезапное, щемящее чувство общности, понимания и тихой, светлой грусти. И сейчас, когда я слышу эту сонату, я снова чувствую запах осени, вижу жёлтый свет ламп в классе. Я помню лицо нашей учительницы, которая подарила нам самое неожиданное и трогательное воспоминание о школе — момент настоящей, высокой Божественной красоты.
Ирина Репина: «В школьные годы мы много трудились, помогали собирать урожай»
Координатор службы «Милосердие Казань»
Учиться я любила, читать любила, литературу любила, русский язык. Была послушная девочка, не хулиганила. У нас был очень дружный класс. Город был маленький, я училась и жила в Кирове. Знаю, что здесь, в Казани, ученики во время учёбы постоянно куда-то выходили и выезжали. У нас такого не было. Осенью нас всех вывозили разве что на картошку, кстати, было очень весело. А зимой мы катались на лыжах в местном парке, он такой гористый, было непросто покорять его, тем более в рамках уроки физкультуры, но ничего, мы все друг дружке помогали.
Майя Шильникова: «Учёба в медицинском классе дала понять, что я хочу помогать людям»
Руководитель Центра социальной помощи «Благовещение»
Я училась в медицинском классе и раз в неделю у нас были профильные занятия и экскурсии. Самое яркое, пожалуй, и самое специфическое впечатление – это поход в анатомический театр. Нет, не просто посмотреть на препараты в баночках, а с активным участием, так сказать. Дело было так, нам, старшеклассникам, увлечённым биологией и медициной, решили устроить «погружение» в анатомию. И повели в анатомичку. Там было всё: и скелеты, и заспиртованные органы, и даже биожижа. Но апогеем стал момент, когда нас подвели к огромной, видавшей виды ванне. И вот тут, знаете, как в фильме ужасов, только в реальности, в этой ванне плавали… кости. Разные кости — черепа, рёбра, фаланги пальцев, целый «конструктор» человеческого скелета, пропитанный этой самой биожижей. И нам, как будущим медикам, выдали задание, мы должны были выловить нужную кость и правильно её идентифицировать. Помню, как все мы сначала замерли в оцепенении. Запах формалина бил в нос, вид ванны с костями вызывал, мягко говоря, смешанные чувства. Я искала бедренную кость. Выудила что-то похожее на лопатку. Ошибка! Потом достала что-то длинное, узкое, вроде ребро. Опять не то! Чувствовала себя археологом, раскапывающим древние захоронения. В итоге, после долгих мучений и нескольких неправильных попыток, мне всё-таки удалось достать бедренную кость и правильно её идентифицировать. Радости моей не было предела. Я ощутила себя настоящим анатомом, победившим ванну с костями. Да, это было жутковато, немного противно, но безумно интересно и познавательно. Это был настоящий вызов, который я, пусть и не сразу, но преодолела. И именно этот опыт, как ни странно, помог мне понять, что я действительно хочу связать свою жизнь с медициной и помощью людям.
Оксана Новикова: «Мы собирали макулатуру и металлолом, всё было просто и с доверием»
Руководитель психологической службы «Утешение»
Начальные классы я училась в Казани в школе № 1, это на Булаке, рядом с цирком. Было это во времена Советского Союза, когда школьники постоянно собирали то макулатуру, то металлолом. Недалеко от нашей школы был железнодорожный вокзал. Однажды мы с классом договорились взять там на прокат тележку, в которой возили чемоданы. С ней мы ходили по домам, звонили в квартиры, спрашивали, нет ли у вас ненужной макулатуры или металлолома. И люди открывали нам дверь, выносили стопки старых газет и журналов. Мы всё это складывали на тележку, а вечером отвезли в школу. На следующий день, когда каждый класс принёс на взвешивание свой «улов», наш класс занял первое место! Помню, как наша первая учительница Елена Валерьевна в торжественной обстановке вручила классу грамоту. Вспоминая школьные годы и этот сбор макулатуры, я думаю, как всё тогда было просто и с доверием. Классу дали задание, мы пошли это задание выполнять. И не было никакого у нас в сердцах ни страха, ни сомнения, ни ропота. Рассказанный мною случай – обычный и спокойный из школьной жизни. Но почему-то, вспоминая это, мне на сердце становится очень тепло…
С Днём знаний, дорогие читатели нашего сайта!
30.08.2025