Милосердию все возрасты покорны: опыт и мудрость сестёр Татарстанской митрополии
Первые десять дней октября в нашей стране посвящены людям почтенного возраста, проходит Декада пожилого человека. В современном мире пенсионеры – одно из самых уязвимых слоёв общества. Среди подопечных службы «Милосердие Казань» и сестричеств Татарстанской митрополии всегда очень много стариков, которые нуждаются буквально во всём. Им не хватает общения, средств на покупку лекарств и продуктов, сил, чтобы убраться дома. Но в нашей статье сегодня мы хотим рассказать о том, насколько разной может быть осень жизни. Все наши героини не по годам активные, не только сами не нуждаются в посторонней помощи, но ещё и другим помогать ухитряются. Они – сёстры милосердия, своим примером показывающие, что милосердию все возрасты покорны.
Надежда Васильева: «Когда попала в больницу с сердечным приступом, то там тоже нашла себе подопечную»
Несмотря на почтенный возраст, сестра милосердия Свято-Ксениевского сестричества Альметьевска не пропускает ни одно собрание, регулярно участвует в раздаче еды для бездомных и малоимущих. Надежде Александровне семьдесят шесть лет, есть взрослый сын, двое внуков и даже одна правнучка, девочка пошла в первый класс. Много лет Надежда Васильева проработала на благо нефтяного края Татарстана, а когда вышла на пенсию, решила, что должна и будет помогать тем, кому живётся плохо.
«Даже в больнице отдохнуть от дел милосердия у меня не получилось. Когда у меня сердечный приступ случился, меня положили в больницу. Но долго отдыхать не пришлось. Вместе со мной лежала одинокая бабуля. Вот и ухаживала за ней, в магазин бегала, в палате помогала», — улыбается сестра милосердия Свято-Ксениевского сестричества Надежда Васильева.
Почти каждый неделю Надежда Александровна кормит малоимущих, и её там особенно ждут! Потому что добрая, потому что терпеливая, потому что мудрая.
«Среди подопечных, которые приезжают за едой, есть Владимир из села Русский Акташ, это в двадцати пяти километрах от Альметьевска. Он рассказывает о своей семье, о своих нуждах, и даже о своих соседях не забывает рассказать, которые тоже нуждающиеся, и на них он берёт еду. Помогаем мы и с одеждой, так как зима уже близка. Тёплые носки, тёплая одежда всегда нужны», — рассказывает Надежда Александровна.
Валентина Клейдман: «Когда я впервые увидела сестёр милосердия, они стояли на службе как солнышки, в жёлтых футболках»
Было это ровно пятнадцать лет назад, во время литургии в Казани, в Никольском соборе, вспоминает Валентина Алексеевна. Тогда она была прихожанкой этого храма, но сестёр милосердия увидела впервые. Окончить сестринские курсы удалось только четыре года спустя, посвящение проходило в том же Никольском соборе, его совершил митрополит Анастасий. Сейчас Валентине Клейдман семьдесят шесть лет, но она находит силы, чтобы продолжать помогать тем, кому это необходимо. Так получилось, что постоянных подопечных у сестрички почтенного возраста уже нет. Однако она долгое время ухаживала за двумя возрастными женщинами, была с ними до последнего. Среди особенно тёплых воспоминаний – встречи с Клавдией Николаевной.
«В своё время мне удалось мне поездить в паломнические поездки, по святым местам. Тогда архимандрит Кирилл Павлов был болен и уже не принимал никого. А мне очень хотелось попасть к нему, ну хотя бы просто благословение получить. И Господь мне послал утешение в виде моей первой подопечной. Это была Клавдия Николаевна, тогда ей было уже за восемьдесят лет. Дети у неё были, но они в разных других городах жили, а она жила в Казани одна. И Клавдия Николаевна была духовной дочерью архимандрита Кирилла Павлова на протяжении, наверное, сорока и даже более лет. Когда она вышла на пенсию, то очень часто ездила на Патриаршее подворье, помогала там, много общалась архимандритом Кириллом и напитывалась духовно. Клавдия Николаевна была очень богата духовно! И многое она мне передала, конечно. Воспоминания очень светлые и хорошие об упокоении её души. Она, к сожалению, почила несколько лет назад. Но мы продолжаем молиться о покаянии её души», — рассказывает сестра милосердия Свято-Никольского сестричества Валентина Клейдман.
Валентина Алексеевна по профессии экономист, несколько десятилетий проработала на севере, куда в семидесятые годы предложил отправиться её супруг-геофизик. Потом семья вернулась в родную Казань. Сразу после посвящения в сёстры милосердия Валентина Клейдман, кроме патронажной помощи на дому, кормила бездомных и малоимущих, ходила на служения в хосписы, сначала детский, потом взрослый. Сейчас даже и не скрывает, что сил становится меньше, но желания помогать, кажется, наоборот, даже больше.
«Для меня милосердие – это соучастие, сострадание, помощь посильная тем, кто нуждается в этой помощи в настоящий момент. Милосердие – это поддержка тех, кому хуже, чем тебе. Самое главное, что благодаря сестричеству, я оказалась сообществе таких замечательных людей, верующих, близких мне по духу, готовых всегда прийти на помощь всем нуждающимся людям. Каждый год на Новоиерусалимском подворье проходит новый набор на сестринские курсы. На осеннюю Пасху с новенькими вместе мы пирожки делали. Силы на это у меня есть, всегда стараюсь прийти и помочь, если что-то необходимо приготовить. Душа радуется находиться рядом с таким людьми. Они самоотверженные, верные делу, нашему сестринскому милосердию, помощи ближним. Слава Господу!», — заканчивает рассказ Валентина Алексеевна.
Валентина Петрова: «Сначала мы кормили и одевали нуждающихся как добровольцы, потом стали сёстрами милосердия»
Одной из самых возрастных действующих сестёр милосердия Татарстанской митрополии восемьдесят лет. Валентина Петрова живёт в Зеленодольске. В родной город, к родителям вернулась сразу после учёбы в Казани, устроилась в местное конструкторское бюро, где и начала своё воцерковление.
«Я стала ходить в храм, ездить по святым местам. Всё под руководством своей наставницы Екатерины Васильевны Балабановой. В нашем Зеленодольском районе её все знают как строительницу храмов! Храм Казанской Божьей Матери, мы начинали строить с фундамента, сделали простой ленточный. Потом подкопили деньги, заказали сруб. Когда сруб привезли, то сами брёвна шкурили, потом конопатили, затем полы делали и крышу. Всё потихонечку, своими силами и с помощью благотворителей. Храм открыли в шестом году, было много народа, очень радостно! Тогда я ещё трудилась в конструкторском бюро, а после работы со всех ног бежала на службу. Священник меня благословил хлебцы раздавать, записочки собирать. Всем, чем могла, помогала, такое послушание было у меня», — вспоминает сестра милосердия сестричества во имя иконы Божией Матери Отрада и Утешение Валентина Петрова.
Сестричество носит такое имя тоже не случайно. Вслед за деревянным храмом силами сестёр милосердия был построен ещё один и освящён в честь иконы Божией Матери Отрада и Утешение.
«Мы собирали одежду, разбирали и раздавали её. Готовили еду в храме и кормили неимущих. Если кто-то хотел взять еду с собой, то не отказывали. Сначала это всё было при храме, сейчас у нас есть несколько точке в городе, куда мы выезжаем на автомобиле. Поскольку я была одинокая, у меня было время, я все силы , физические и душевные, отдавала для помощи. Я думаю, что это как призвание Господа. Может, это звучит, как говорится, высоко, но я, действительно, больше ни о чём не думала! Это была моя единственная любовь, это была моя жизнь, я всё отдавала в храм, что могла. А ещё мы всегда мечтали построить богадельню. Нас это привлекало. У меня уже возраст такой серьёзный и одинокая я… Мне хочется, чтобы богадельня была для православных бабушек», — говорит Валентина Петровна.
Миропия Усанова: «В неспокойные девяностые мы спасали нуждающихся, а вместе с ними и себя»
Наверное, самая старейшая сестра милосердия Татарстанской епархии живёт в Набережных Челнах. Миропии Усановой восемьдесят семь лет, всё больше времени сейчас она проводит дома, много молится и поддерживает советами сразу три сестричества, которые несут служение в Челнах. Для начинающих сестёр милосердия добрые наставления Миропии Валентиновны – бесценны. Её служение пришлось на неспокойные девяностые, когда в городе остановился автогигант, завод КАМАЗ, являющийся градообразующим. Тогда без работы и средств к существованию остался, кажется, весь город. То были страшные времена, вспоминает Миропия Усанова.
«Когда здоровые, сильные мужчины вдруг лишились заработков, оказались на улице без средств к существованию, не каждый смог держать удар. Многие начали спиваться, потеряли семьи, а дальше начались те самые «вытекающие последствия», ведущие на самое дно. Мы смогли наладить этим людям питание, кормили горячими обедами, устраивали им банные дни. У нас было хорошо обустроенное помещение, куда бездомные приходили не только поесть, но и погреться, поговорить, «оттаять душой», как они сами говорили. Сестринское служение ни в какие времена не было простым… Но самое главное, конечно, всегда помнить, что это — дело Божие, что это не только спасение незнакомых несчастных людей, но ещё и себя, и своих близких через эти труды», — говорит Миропия Усанова.
Чтобы узнать больше о делах милосердия, звоните по телефону 8-996-900-50-30.
06.10.2025