Напоить и просушить: как прихожане Казанской епархии помогают Орску
Палящее апрельское солнце, почти тридцать градусов жары и много воды… В Орске стоит паводковый смрад, а так рано наступившее «лето», кажется, лишь усугубляет и без того бедственное положение небольшого степного города. Города, который после прорыва дамбы на реке Урал едва не захлебнулся, ушёл под воду по крыши, а теперь изо всех сил пытается просохнуть и начать жить заново. За тысячи километров, из центральной России в Орск везут и везут гуманитарную помощь. Не остался в стороне и Татарстан. Сбор материальной помощи по благословению митрополита Казанского и Татарстанского вёлся во всех храмах Казанской епархии. Общими усилиями удалось собрать 1 миллион 679 тысяч 780 рублей. Средства были пущены на закупку мотопомп и рукавов для откачки воды, осушителей воздуха, а также раскладушек и постельного белья для них. Всё это в Орск доставила куратор по социальному служению в Приволжском федеральном округе от Синодального отдела по церковной благотворительности и руководитель службы «Милосердие — Казань» Ольга Варганова.
Дороги милосердия ведут в Орск
Рабочая поездка Ольги Варгановой началась со встречи с епископом Орским и Гайским Иринеем и руководителем социального отдела Орской епархии протоиереем Вячеславом Кочкиным. Встреча состоялась в епархиальном гуманитарном центре «Милосердие» при храме Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Социальный епархиальный отдел с первых дней прихода большой воды начал оказывать помощь пострадавшим. Ежедневно работа в центре «Милосердие» кипит с раннего утра, люди один за одним приходят за водой, а также за бытовыми предметами и вещами первой необходимости. В центр гуманитарную помощь от церковных приходов везут со всей страны. Орск принимает средства личной гигиены, бытовую химию, продукты питания, воду, раскладушки, бытовую технику и постельное бельё. Всё это сначала сортируют на складе при храме, а потом незамедлительно раздают нуждающимся.
«День ото дня воды в Орске становится меньше, а вот проблемы прибавляются. Городу предстоит второе рождение, если можно так сказать. Необходимо убрать весь мусор, который принесли уральские воды, продезинфицировать каждый квадратный метр в городе, помочь людям обрести утраченные дома. Дать людям просто высказать, рассказать о том ужасе, что они пережили после прорыва дамбы. Добровольцам и нам предстоит много работы», — говорит Ольга.
Эвакуация на неопределённый срок
Несмотря на то, что Урал, пусть и неспешно, но всё же возвращается в свои берега, люди продолжают жить в пунктах временного размещения. Один из таких расположен в школе № 13 и его уже перепрофилировали в пункт долгосрочного пребывания. Именно туда отправилась Ольга Варганова вместе с отцом Вячеславом.
На деньги, собранные на приходах Казанской епархии, удалось закупить не только технические средства для откачки воды и просушивания помещений, но и раскладушки вместе с постельным бельём для адресных просьб. На нужды таких Казанская епархия передала 60 комплектов, состоящих их раскладушки, подушки, постельного белья и пледа.
В пунктах остались те, кому некуда больше пойти, нет ни семьи, ни детей, ни родственников, в основном это малоимущие пожилые инвалиды. Старый город – бедный район небогатых людей. Многие дома там были построены в середине прошлого века из самана – это смесь глины, песка и соломы. В степном сухом климате этот строительный материал очень распространён. Беда в том, что буйные паводковые воды буквально смыли такие дома, стены сложились и рухнули, восстановлению такое жильё не подлежит.
Такого вот «соломенного» дома лишился инвалид-колясочник Владимир. А сам едва не утонул. Вода после прорыва дамбы наступала на Старый город под покровом ночи и стремительно, многие жители спали, не подозревая о грозящей им опасности.
«Когда спасатели МЧС Владимира нашли, он уже по плечи находился в воде, можно сказать, что с жизнью прощался. Инвалида вовремя эвакуировали, всё это время он провёл в пункте. Сейчас вода от его дома отступила, а дома-то нет! И возможности у него нет начать там убираться. Это тоже наша проблема – организовать там добровольческую помощь», — говорит Ольга Варганова.
Сейчас затопленные районы в Орске, откуда вода отступила, напоминают большую помойку. Около домов горы промокшего «хлама» из прошлой, сухой жизни. Всё, что уничтожил паводок, люди выносят и складируют на улице. В назначенный день мусоровозы проедут и соберут уничтоженные водой вещи: диваны, мебель и бытовую технику.
На хлебе и воде
Едва ли не единственный посёлок в Орске, куда точно не дошла бы большая вода, это ОЗПТ, он стоит на возвышенности посреди степей. Здесь же, на самой окраине города расположен Свято-Иверский женский монастырь. Однако обители тоже досталось. Река затопила богородичную дорожку, которая ведёт от монастыря вниз по пойме к самому Уралу, входные врата ушли под воду по самый крест.
Такого разлива Урала святая обитель не видела никогда. Что вполне объяснимо. Монастырь основан в 2013 году, а рекордный паводок, который подобен тому, что случился сейчас, был в 1957 году.
Сразу после прорыва дамбы, когда вода из Ириклинского водохранилища стремительным потоком хлынула в город, смывая всё на своём пути, в обители начали помогать пострадавшим от наводнения.
«Самая острая проблема с питьевой водой, так как городская вода не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. В нашем скиту хорошая скважина с хорошей водой. Насельницы скита трудятся, не покладая рук, наполняя пустые 5-ти литровые бутылки, полторы тысячи бутылок ежедневно. Далее воду развозим по пунктам, где находятся пострадавшие от наводнения», — говорит духовник обители протоиерей Сергий Баранов. Служение, которое на себя взяли в монастыре, продолжается уже на протяжении почти трёх недель.
От Казанской епархии в монастырь поступило 3 тысячи пустых пятилитровых бутылок, чтобы чистую воду смогли получить как можно больше нуждающихся. В городе ситуация с водой сложилась патовая. Нет ни питьевой, ни технической. Кумакский водозабор, который поил весь Орск, оказался затоплен, скважины заблокировали паводковые воды. Начиная с 5 апреля многотысячный город живёт без воды. Такой вот парадокс: будучи в воде, люди остались без воды. Ведь пришедшая к ним речная – таит в себе смертельную опасность.
За две недели монастырь раздал орчанам 54 с половиной тысячи литров чистой воды, постоянно наращивая количество литров воды день ото дня. Если в первые дни после прорыва дамбы, священники раздавали по две с половиной тысячи литров воды, то сейчас каждодневная норма выросла до шести с половиной тысяч литров. Кроме того, в святой обители пекут и хлеб для пострадавших от наводнения. Роздано уже почти две с половиной тысячи буханок монастырского хлеба.
Не пощадил Урал и три храма в Орске. Два их них расположены в Старом городе, который и принял на себя самый сильный паводковый удар.
«На содержании обители на долгий срок остаются три семьи священников. Монастырь взял их в штат на зарплату до возвращения в свои приходы. Также монастырь выделил единовременную финансовую помощь пострадавшим для восстановления домов в размере 4 миллиона рублей», — рассказывает Ольга Варганова.
Кроме того, в Свято-Иверском женском монастыре проживают 22 пострадавших от наводнения.
Сколько времени уйдёт на восстановление разрушенного Орска, пока такие прогнозы никто даже и не берётся делать.
Благодарим приходы Казанской епархии, общими усилиями удалось собрать денежную помощь на сумму 1 миллион 679 тысяч 780 рублей. На 1 миллион 368 тысяч 808 рублей были закуплены технические средства и постели для Орска. Оставшую сумму в размере 310 тысяч 872 рубля решено направить на адресную помощь пострадавшим от наводнения. Полный отчёт будет готов и опубликован в ближайшее время.
24.04.2024