Первые тезисы о православной психологии после съезда: в Раифской обители сформулировали важные принципы о психике и душе
Один день, четыре спикера и четырнадцать епархий! Очень насыщенным получился II съезд православных психологов, который по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла прошёл в Раифском Богородицком мужском монастыре 19 октября. Тема большой встречи была обозначена как «Проблема соотношения принципов пастырского душепопечения и православной психологии. Критерии православной психологии». Чтобы разобраться в безусловно актуальной, но сложившейся проблеме, в Раифскую обитель приехали представили пятнадцати епархий: Волгоградской, Волжской, Вятской, Екатеринбургской, Московской, Омской, Салехардской, Одинцовской, Самарской, Чебоксарской, Чистопольской, Казанской, Калужской, Уфимской и Санкт-Петербургской. Организатором съезда выступила служба «Милосердие Казань» совместно с Раифским монастырём. Как отметили организаторы и участники по итогам встречи, диалог получился конструктивным, а самое главное — честным. Собравшиеся не стали скрывать те проблемы, которые случаются при работе православных психологов. Признали, что дистанция между Церковью и психологией есть! И обозначили необходимые шаги для сотрудничества.
Единое мировоззрение православных психологов
Второй съезд православных психологов открывал доклад настоятеля Раифского монастыря игумена Гавриила (Рожнова). Отец Гавриил обозначил тему своего выступления как «Опыт общения с православными психологами: точки расхождения и сближения». О проблематике игумен знает не понаслышке, ведь он духовник единственной на всю Татарстанскую митрополию службы православных психологов «Утешение». Она существует вот уже три года, количество обращений за помощью без душевредительства растёт, но чётких критериев и даже определения, кто такой православный психолог, не было до сих пор.
«Тема очень актуальная. Впервые, наверное, такой ответ по взаимодействию православного душепопечения и православной психологии был со стороны священников, церковного сообщества, а не со стороны психологов. Обычно собирается светская конференция по психологии, куда приглашают одного-двух священников. А на съезде, наоборот, было много священников, встреча происходила в православном монастыре, куда пригласили психологов. Такой взгляд и такое направление впервые, наверное, было представлено так широко, это отметили участники. Съезд вызвал резонанс, собрал большое представительство от многих епархий. Это говорит о том, что вопрос актуальный», — отмечает по итогам Съезда игумен Гавриил (Рожнов).
Также с докладами на съезде выступили протоиерей Вадим Леонов, автор публикаций на тему православной христологии и антропологии, один из авторов Большой Российской энциклопедии и Православной энциклопедии, автор учебника «Основы православной антропологии»; преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии, руководитель отдела по утверждению трезвости Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Максим Плетнёв и преподаватель психологии на курсах дополнительного образования Московской Духовной Академии, клинический психолог Алексей Курочкин.
«Нахожусь под большим впечатлением от прошедшего мероприятия. Все четыре доклада были простые, доступные, понятные, глубокие, наполненные и очень мне отзывающиеся. Это было собрание единомышленников, причём очень высокообразованных священников, часть из которых сделали шаг из психологии в духовную сферу, оставив психологию на нижней ступеньке. Одна из участниц сказала, что у неё чувство, будто она попала на Раифский Вселенский Собор, где решаются очень важные, основополагающие вопросы по богословию и по психологии. Мы обсуждали как важно, чтобы было единое мировоззрение у православных психологов и что оно однозначно должно быть основано только на православной антропологии. Отдельно хочу отметить великолепного отца Вадима Леонова, его бесценный доклад и его книгу «Основа антропологии», которую должны прочитать все православные христиане», — делится впечатлениями по итогам Съезда руководитель службы «Милосердие Казань» Ольга Варганова.
К учебнику протоиерея Вадима Леонова во время Съезда обращались неоднократно. По словам насельника Раифского Богородицкого мужского монастыря иеродиакона Кронида (Полежаева), именно в этом учебном пособии и сформированы антропологические догматы Православной Церкви. Опираясь на которые и предстоит работа по выстраиванию так называемых терминологических мостов. Священники и психологи могут слушать и слышать друг друга, что и было продемонстрировано на Съезде.
«Если православная психология хочет действительно развиваться православно, то в основании она должна положить хорошо сформулированные антропологические догматы Православной Церкви. И они есть в книге отца Вадима Леонова. Когда психолог говорит о том, что это лишь теория, а он работает в практическом подходе, то здесь мы сразу видим проблему. Психолог не рефлексирует над теми основаниями, которые дали импульс его психологической практике. Но имплицитно антропологические установки в любом случае прошиты в его психологической практике. Поэтому православная антропология — это фундамент православной психологии. Это важный тезис, который был хорошо подан докладчиками. На Съезде, опираясь на православную антропологию, мы сделали формулировку, кто такое православный психолог — это человек, который получил психологическое образование, разделяет догматическое и этическое учения Церкви, воцерковленный христианин, практикующий христианин, участвует в Таинствах и ведёт духовно-аскетическую жизнь, желательно в соработничестве с духовником. Это наше видение. Причём никто из спикеров и участников не стал оспаривать эти ключевые постулаты православной антропологии, что вселяет надежду на то, что люди, которые считают себя православными психологами, разделяют эти основополагающие принципы. Это такой антропологический минимум, который может быть взят как стартовая площадка для дальнейших дискуссий, для дальнейшего нахождения точек соприкосновения, точек сближения. Поможет это при формулировании, что же такое на самом деле православная психология», — рассуждает по итогам Съезда иеродиакон Кронид (Полежаев).
Христос, любовь и человек
В чём опасность неправославных душевредительных психологических практик, тоже говорили на Съезде. По словам руководителя Центра социальной помощи Казанской епархии «Благовещение» иеромонаха Силуана (Цапина), большинство специалистов, которые работают в области психологии, не понимают православных основ, не понимают сотериологии Христа и не руководствуются этими пониманиями в своей деятельности. Чтобы выработать единые требования к православным психологам, предстоит огромная работа, уверен отец Силуан. И продолжаться она будет, в том числе, и после Съезда.
«Тема очень востребованная. Причём даже не столько для самих психологов, столько для людей, с которыми они работают.
Дело в том, что те ошибки, которые совершают психологи, остаются с человеком. Он уходит с этими ошибками и ведёт образ жизни, который ему продиктовали психологи. Начинает считать этот образ жизни православным, а это не всегда так. Например, в обществе бытует такое утверждение: «пока не научишься любить себя, не научишься любить ближнего». Это буквально призыв — научись любить себя, повысь свою самооценку! Это не просто не православный догмат, это антиправославный догмат! Как можно повысить свою самооценку, подойти к Чаше и сказать: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, но один же из самых важных и нужных есть Я». Думаю, это нелепо. Тем не менее, многие психологические школы учат именно этому: повысь самооценку, утверди нерушимые границы, закрой себя в личине самости. Смысл у этих психологических практик один — полюби себя любимого. А мы должны в своей жизни распять себя на Кресте. Это диаметральная разница, разновекторное направление с амплитудой в 180 градусов!», — заявляет иеромонах Силуан (Цапин), который тоже был участником Съезда и участником панельной дискуссии.
Антропоцентризм, который считает человека средоточием Вселенной, по мнению участников Съезда, представляет серьёзную проблему для практикующих психологов. Иметь личного психолога сейчас стало модно, к этому стремятся, не осознавая, что сеансы могут нанести непоправимый вред человеческой душе.
«Психология, в основном, базируется на антропоцентризме, а, может быть, даже на антрополатрии, то есть человекообожании. Это одномерность человеческой природы, когда духовное измерение при работе с клиентом не учитывается. В светской психологии нет таких понятий, как грех, добродетель, покаяние, добро и зло, заповеди. Морально-нравственные вещи вообще никогда не вшиты в светское психологическое знание. Наш Съезд даст новый импульс для дальнейшей общей церковной дискуссии», — предполагает отец Кронид.
Среди участников Съезда были и психологи православной службы «Утешение». Каждый месяц они приезжают в Раифский монастырь для бесед с духовником службы отцом Гавриилом. Идёт активный поиск ответов на мировоззренческие и духовные вопросы, на встречах «Сионская горница» обсуждаются различного рода психологические кейсы. Монахи отмечают, что это очень отрадно, когда психологи сами заинтересованы в подобном взаимодействии.
«Отрадно было видеть такой живой, яркий отклик! Значит тема православной психологии интересна, несмотря на то, что такого понятия, как православная психология, в науке пока не существует. Но есть психологи, которые верят в Христа, соответственно они православные психологи! На Съезде, как мне кажется, нам удалось заложить фундамент! А вот каким будет дом — зависит от всех нас, от нашей работы, от служение Христу и людям», — говорит руководитель службы православных психологов «Утешение» Оксана Новикова.
Шесть тезисов о православной психологии
На Втором съезде православных психологов в Раифском Богородицком мужском монастыре прозвучали доклады на следующие темы: «Опыт общения с православными психологами: точки расхождения и сближения», «Проблемное поле взаимодействия пастырства и психологии», «Логотерапия и пастырская практика врачевания души. Общее и различие» и «Опыт работы с зависимыми: душепопечительство и психотерапия». А в завершении были сформулированы антропологические принципы православной психологии. Всего их шесть.
1. Теоцентричность
Теоцентрический подход в православной психологии отражает трансцендентную сущность человека, показывает, что он «не земное» существо. Человек «тварное создание» (он сотворен Богом), он не самобытен и не самодостаточен, а человеческое совершенство и счастье имеет прямое отношение к его Творцу.
«Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин). В православной психологии человек рассматривается не автономно, а в контексте духовного мира, в многомерных духовных отношениях к Богу, к другому человеку, миру и самому себе. Духовная жизнь в Православии как раз помогает совместить свои горизонтальные, рациональные отношения в мире с вертикалью общения с Богом.
2. Богообразность человека
Человек не может быть полностью описан в рамках биопсихосоциальной парадигмы. В нем есть высшее духовное измерение.
Человек существо целостное, трехсоставное: дух, душа, тело (правомерно также представление о человеке, как состоящем из души и тела. В этом случае дух является высшей частью души).
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте и ваш дух и душа и тело во всей целостности да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисусу Христа»
(1 Фес.5:23).
Человек создан Творцом существом духовным. А это значит, что если он забывает, или не обращает внимание на эту отличительную свою особенность, то неизменно попадает в ситуацию конфликта (внутреннего, межличностного, социального). Работая с человеком на плоскости души (психики), нельзя не учитывать её связь с телом и духом, а также взаимное влияние всех этих трёх составляющих человеческой личности.
Человек, согласно православной традиции, существо, созданное по образу Божиему и призвано к Богоуподоблению. Образ – данность, подобие – заданность, а она возможна только в общении с Богом. Восстановить это подобие как возможность, как процесс Богообщения – это цель православной психотерапии. Вот этот целостный подход к человеку и предлагают применять православные психологи и психотерапевты.
3. Личностно — природное единство
Человек – это личностно-природное единство. Личность – это не продукт генов и среды, а уникальное «Я» в человеке, ядро образа Божия в человеке. В соответствии с замыслом Божиим человек как личность должен овладеть своей природой и усовершенствовать её так, чтобы она не только ни в чём не препятствовала, но и содействовала осуществлению его предназначения. Предельный идеал в этом для человека – Божественное бытие, где каждая Ипостась обладает всей полнотой единой божественной природы. Однако возможен и другой тип взаимодействия личностного и природного в человеке. Личность может поработиться своей природе, так что постепенно всё более переключается на обеспечение природных потребностей и не реализует своё божественное предназначение. Насколько личность обусловлена природными потребностями, настолько она и деградировала. И наоборот, развитие личности проявляется во всё большем овладении своими природными свойствами и управлении ими. В реальной жизни это выражается, прежде всего, в способности преодолевать своё «хочу» (или «не хочу») в пользу Божественного «надо» (то есть воли Божией). С этой точки зрения становится ясно, почему православная аскетика формирует полноценную человеческую личность.
4. Поврежденность человеческой природы
Человек существо поврежденное (падшее, грешное), он находится в противоестественном состояние, в котором он оказался, выпав из естественного состояния первозданного Адама. Грехопадение привело к нарушению целостной структуры человека.
Последствия грехопадения:
1) отчуждение человека от Бога
2) подчинение человека инфернальному миру
3) Повреждение образа Божия в человеке:
«Когда в человеческую жизнь вошёл грех как навык, и от малого начала произошло необъятное зло в человеке, и богообразная красота души, созданная по подобию Первообразной, покрылась, как некое железо, ржавчиной греха, тогда уже не могла более полностью сохраниться красота естественного образа души, но она изменилась в отвратительный образ греха. Так человек, великое и драгоценное творение, лишил себя своего достоинства, пав в грязь греха, потерял образ нетленного Бога и через грех облёкся в образ тления и праха, подобно тем, которые по неосторожности упали в грязь и измазали лицо своё, так что их и знакомые не могут распознать» (Свят. Григорий Нисский)
4) Повреждение человеческой природы (страстность, тленность и смертность)
5) Повреждение отношений с окружающим миром.
Сущность греха — это отпадение человека от Бога, это фундаментальная коренная болезнь и именно это подлежит уврачеванию в человеке, а не его естественное состояние, которое должно быть как-то поправлено.
5. Христологичность
Это главный, основополагающий, смыслообразующий и целеобразущий принцип православной психологии, призывающий все соотносить с Господом Иисусом Христом, как он засвидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Человек не самобытное существо, он не сам себя создал и сам вернуть состояние неповрежденности не может. Он не может себя переделать, он нуждается в спасении.
«Познание Бога без сознания нашей немощи производит гордость. Сознание же нашей немощи без познания Иисуса Христа ведёт к отчаянию. Но познание Иисуса Христа ограждает нас и от гордости и от отчаяния, ибо в Нём мы обретаем как сознание своей немощности, так и единственный путь к её уврачеванию» (Блез Паскаль).
«Ввиду неисцельной, чрезвычайно тяжелой раны Бог в Своем милосердии посетил Свои творения» (преп. Антоний Великий).
Только в Богочеловеческом теле Церкви может происходить единение человека со Христом: «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4). Истинное исцеление возможно только в лоне Церкви.
6. Синергизм
Человек – не животное, детерминированное инстинктами и не робот, прошитый алгоритмами, но разумное и свободное творение. Человек, опираясь лишь на свои личностные ресурсы, не способен восстановить и исцелить свою падшую, поврежденную грехом и страстями природу. Бог также в одностороннем порядке не желает спасать человека без его добровольного согласия и соработничества, иначе это будет насилием над ним и перечеркиванием его свободы как одной из главных характеристик образа Божия в человеке. В деле исцеления человеческой природы требуется взаимодействие Божественной благодати и добровольных.
«Бог создал нас без нашего участия, но Он не пожелал спасти нас без нашего участия» (Блаженный Августин).
Взаимодействие Бога и человека, божественной воли и человеческой совершается свободно и согласованно. Такой тип взаимоотношений в богословии называется принципом синергии (от греч. συνεργία – сотрудничество, содействие).
Запись всех докладов, а также дискуссия Второго съезда православных психологов доступна по ссылке: https://vk.com/video-14959239_456241850?access_key=e3cfa62c6742ee332e
Не исключено, что тезисы лягут в основу нового обучающего курса по православной психологии. Его планируют запустить на базе Раифского Богородицкого мужского монастыря уже очень скоро.
20.10.2024