Всё о церковной благотворительности
и социальном служении
в Республике Татарстан

Православные психологи о съезде в Раифе: «Если Господь нас учит любить и заботиться о людях, то первое, что мы будем стараться делать, это не навредить»

Вполне ожидаемо, что ещё более масштабным стал III съезд православных психологов «Святоотеческая антропология и психология», организаторами которого выступают совместно служба «Милосердие Казань» и Раифский Богородицкий мужской монастырь. В современном обществе растёт запрос на душеполезные практики. Что требует глубокого осмысления человеческой души через призму веры и науки. В настоящее время всё больше и больше людей обращаются за психологической помощью. Вместе с тем приходит понимание, что основанием для психологической работы должна быть православная концепция человека. Первые два съезда в Раифе стали основой для организации уникального профильного курса по профессиональной переподготовке психологов в Казанской православной духовной семинарии. Обучение стартовало весной этого года и продлится девять месяцев, после чего выпускники получат дипломы. Участниками III съезда стали и курсанты, и практикующие психологи епархий Приволжского федерального округа и центральной России. В нашей статье мы собрали отзывы участников форума.

Игумен Гавриил (Рожнов): «Православная антропология — это система координат, в которой должен работать человек, называющий себя православным психологом»

По доброй традиции площадкой для встречи и общения православных психологов стал Раифский монастырь. Его настоятель игумен Гавриил (Рожнов) прекрасно понимает, насколько важна сегодня совместная работа духовенства и психологов. Отец Гавриил – духовник православной службы психологической помощи «Утешение». Она была создана четыре года и за это время благодаря опытной команде психологическую помощь получили сотни людей, в том числе и на безвозмездной основе.

«Практически половина из присутствующих — это были учащиеся наших курсов по основам святоотеческой антропологии и психологии, которые мы ведём на базе Казанской православной духовной семинарии. Суть этих встреч и курсов одна — определить правильной базис православной или святоотеческой психологии. Этим базисом является православная антропология и аскетика. Мы этот тезис продвигаем и озвучиваем. Мы ставим во главу угла в нашем подходе, что основой всего психологического консультирования православного, святоотеческого, христианского, как его ни называй, является православное видение человека или православная концепция человека. Опираясь на этот базис, можно брать какие-то техники, приёмы, методики из других светских направлений. То есть православная антропология — это система координат, в которой должен работать человек, называющий себя православным психологом. Это направление мы пытаемся разрабатывать и доводить тезисно до людей, которые к нам приезжают и которые учатся в наших курсах. Воцерковлённому человеку психологическая помощь для поддержания духовного и душевного здоровья не нужна. Психологическая помощь нужна человеку, который только начинает приходить к пониманию психологических духовных проблем. И психолог на основании правильной концепции человека, правильной антропологии, должен не только решить частную психологическую проблему человека, но и привести его к воцерковлению, в Церковь, к душевной и духовной работе», — отмечает настоятель Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов).

Организаторы съезда православных психологов, а это служба «Милосердие Казань» и Раифская обитель, собрали на своей площадке спикеров-единомышленников. Сейчас в стране действует Московская и Санкт-Петербургская школы христианской и православной психологии. В Питере это направление психологии рассматривают как интеграцию православной антропологии и светской психологии. В Москве — как одно из направлений научной психологии. То есть речь идёт совершенно об иных базисах, чем в Казанской епархии.

Иеродиакон Кронид (Полежаев): «Особая востребованность православной психологии в России связана сейчас с тем, что мы начинаем потихоньку выздоравливать от эпидемии бездумного увлечения всем западным и возвращаться к своим корням»

Кроме игумена Гавриила с докладами выступили насельник Раифской обители иеродиакон Кронид (Полежаев), настоятель Благовещенского храма села Русские Казыли, руководитель Центра социальной помощи «Благовещение» иеромонах Силуан (Цапин), председатель Центра христианской практической психологии, доцент кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Петр Чубаров (онлайн), руководитель Центра христианской психологии и антропологии Юрий Зенько (онлайн), а также доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии института психологии РГПУ им. А.И. Герцена Марианна Дворецкая.

«Я думаю, что далеко  не каждый верующий психолог – православный.  Для того, чтобы быть православным психологом, надо, чтобы вера у человека была живой и деятельной, а не номинальной. Требуется от православного психолога не только исповедание веры православной и участие в сакраментальной церковной жизни (таинства, обряды, богослужения…), но и разумная духовно-аскетическая жизнь в соработничестве с духовником. На наш взгляд, особая востребованность православной психологии в России связана сейчас с тем, что мы начинаем потихоньку выздоравливать от эпидемии бездумного увлечения всем западным и возвращаться к своим корням. Дореволюционная психология в России принципиально отличалась от секулярной западной. Она основывалась на христианской вере и православной антропологии. Западная секулярная психология же преимущественно строилась на материалистических началах и культивировала индивидуализм, эгоизм и эгоцентризм. Это не наш цивилизационный код, ориентированный на ценности веры, соборности и жертвенной любви. Для нашей отечественной психологии сегодня назрели предпосылки для коперниканского переворота — отказа от гуманистического антропоцентризма (характерного для западной секулярной модели психологии и психотерапии) к признанию  христианского отношения к человеку как образу Божиему, призванному к обожению и святости», — сообщил по итогам съезда иеродиакон Кронид (Полежаев).

Психолог Ольга Гончар: «Плюс православной психологии в том, что иллюзий и обманов нет, как и возможности навредить человеку»

Модератором на III съезде православных психологов в Раифском монастыре стала сотрудница службы «Милосердие Казань» Ольга Гончар. Кроме того, Ольга – психолог службы «Утешение», а также руководитель Дома культуры в селе Большие Ключи Зеленодольского района и местной воскресной школы при храме апостола Иоанна Богослова. По словам Ольги, пациенты, приходя в «Утешение», понимают, что это православная службы помощи. Запросы совершенно разные. Но если речь идёт о жизненных вопросах, вопросах смысла, то кроме православной психологии помочь мало что может, убеждена Ольга. Ведь православное учение и есть учение про самые главные смыслы и ориентиры в жизни. При этом светские методы в работе православным психологам вовсе не чужды. С одной важной поправкой, если они душеполезные. Эта мысль красной нитью прошла через все конференции и секции съезда. Работа духовенства и психологов должна быть совместной на благо людей, нуждающихся в психологической помощи или поддержке.

«Плюс православной психологии заключается в том, что тебе как психологу совершенно не нужно витиевато на светском языке пытаться объяснить человеку православные истины. Это, действительно, здорово! Тогда иллюзий и обманов нет, как нет и возможности навредить человеку. Если ты знаешь и понимаешь православное учение, если ещё и в Бога веруешь, то всё встаёт на свои места. Православный психолог, в первую очередь, православный и верующий человек. И если нас Господь учит любить и заботиться о людях, то первое, что мы будем стараться делать, это не навредить. На съезде я прямо прочувствовала всю атмосферу психологии, которая старается научиться быть православной. Я видела, как решались конфликты, которые неизбежно возникают, когда ты пытаешься понять, как сочетать светскую психологию, те знания о психологии, которым нас обучали в институтах, с православным учением, с верным и полезным учением. Поэтому было очень интересно и трогательно наблюдать за тем, как у наших участников решаются внутренние конфликты между светской психологией и православным учением, как находятся ответы на волнующие вопросы. По окончанию форума в Раифе по домам все разъезжались очень воодушевлёнными. Я надеюсь, они сохранят этот свет, эту мотивацию, эту заряженность и будут помогать людям в своих епархиях», — говорит модератор III съезда православных психологов, сотрудница службы «Милосердие Казань» Ольга Гончар.

Психолог Дмитрий Гайнуллин: «Это очень ценно, когда священнослужители сопоставляют светские знания со святоотеческими учениями»

Среди участников съезда был и руководитель проекта «ZOV – Причал», который помогает вернувшимся бойцам специальной военной операции. Кроме того Дмитрий Гайнуллин ведёт работу по патриотическому воспитанию школьников. Подростковые клубы «Причал» есть в Казани при храме Рождестве Христова и в селе Большие Ключи, на базе местного ДК. В Раифском монастыре Дмитрий бывает часто – живёт неподалёку. Дружит с его настоятелем – игумен Гавриил (Рожнов) активно поддерживает службу «ZOV – Причал». Все три дня съезда получились максимально насыщенными. У Дмитрия был запрос по практической работе с посттравматическим расстройством.

«Благодаря съезду и выступлению наших отцов, отца Гавриила и отца Кронида, я понял, что некоторые методики, с которыми ранее работал, далеки от православия. Теперь это понимаю и вижу. Огромная благодарность отцам! Они умнейшие люди! Это очень ценно, когда священнослужители разговаривают с прихожанами на духовные темы, проводят сопоставление светских знаний со святоотеческим учением. Когда  человек видит перед собой священнослужителя, который размышляет, рассуждает, обосновывает свои взгляды, это очень важно», — делится впечатлениями от съезда его участник, психолог, сотрудник службы «Милосердие Казань» и руководитель проекта «ZOV – Причал» Дмитрий Гайнуллин.

Психолог Ольга Балабанова: «Я понимаю, что мои возможности как психолога ограничены, но Бог безграничен»

Для психолога из Москвы путь в профессию начался с социального служения ещё семнадцать лет назад. Тогда Ольга Балабанова вместе с супругом при храмах занимались оказанием помощи зависимым от алкоголя и наркотиков. Тогда и пришло понимание, что помощь должна быть комплексной, касаться био-психо-социо-духовных аспектов. Ольга вспоминает, что действовала буквально интуитивно, понимая, насколько важная роль у православного мировоззрения. Любая зависимость – это следствие семейных проблем, которые, в свою очередь, следствие духовного кризиса, нарушения духовных законов. Потом служение перешло в область профилактики рискованного поведения подростков через ценностную программу, основанную на православном мировоззрении.  И тогда у психолога назрел важный вопрос – она православный или христианский психолог? Сейчас Ольга Балабанова учится на курсе по православной психологии в Казанской духовной семинарии. Ответы на многие вопросы уже получены, чему способствовал и съезд как возможность личного общения с мэтрами в области православной психологии.

«Мы принадлежим такой колоссальной сокровищнице знаний, которые нам предоставляет Церковь, святоотеческие учения и святоотеческий опыт. Для человека, который знает, что он идёт к православному психологу, это должно быть веским основанием того, что он, действительно, получит глубокую, качественную, всеобъемлющую помощь. В православной психологии в отличие других подходов есть абсолютная ясность и чёткость в понимании устроения человека, человеческого естества, человеческого существа, его души, его психики, его разума, его волевых свойств. Вся совокупность сквозь призму православной антропологии этих свойств даёт нам целостную картину того, как устроен человек. Становится совершенно понятно, что психолог, наделённый этими знаниями, может помочь человеку найти корни, именно корни проблемы, которые всё равно лежат в духовной сфере, потому что человек — духовное существо, а потом уже телесное и душевное. И, заходя именно в корень проблемы, более эффективно помогать. А самое главное — православная психология основана на любви, потому что Бог — Он есть любовь. Без любви к человеку, без сострадания к его бедам, к его боли, невозможно помочь настолько эффективно, чтобы не ранить, не причинить ещё больше боли», — рассуждает психолог, участница III съезда православных психологов в Раифском монастыре Ольга Балабанова.

Всё чаще Ольга Балабанова слышит от пациентов, что на приёме у православного психолога они чувствуют себя в безопасности. Есть возможность говорить на одном языке. Ольга уверена, что психолог в современных реалиях должен свою мировоззренческую основу, чтобы пациенты понимали, на каких основаниях работает специалист.

«В психологии есть такое понятие ко-терапевт. Это тот, что помогает психологу на сессии с пациентом. По сути, это применимо и к православной психологии. Всю главную работу по исцелению, по утешению, по исправлению жизни, его проблематики клиента делает Господь. Я нахожусь рядом. В пространстве сессии, в пространстве моей работы я всегда молюсь, я прошу Господа быть рядом. Во-первых, так мне становится проще, я понимаю, что мои возможности ограничены, но Бог безграничен. Во-вторых, я понимаю, что у человека тоже есть свои ресурсы, в какой-то степени безграничные, и он, обращаясь к Богу, получит большую помощь», — продолжает рассказ Ольга Балабанова.

«Я очень ждала личной встречи с нашими наставниками, у которых мы сейчас учимся в Казанской духовной семинарии на курсе «Святоотеческая антропология и психология». Это мэтры православной психологии! Люди, которые пытаются соотнести накопленные психологические знания и двухтысячелетний опыт православной антропологии и аскетики. Очень хотелось познакомиться с преподавателями. Второй запрос — это принадлежность к сообществу. Психолог — довольно одинокая профессия. И здесь крайне важно принадлежать к психологическому сообществу единомышленников. Раифский монастырь — это же цитадель христианства в мусульманском мире. Насколько всё тепло, с любовью, с заботой сделано. Это было отдельное удовольствие находиться там. По завершению съезда, конечно, есть ожидание перспектив сотрудничества в практическом поле. Наш съезд — это прорыв, который принесёт, мне кажется, какие-то очень значимые изменения именно в нашей психологической практике. Церковь в лице умнейших, образованнейших людей с богословской и психологической базой способна сейчас рассмотреть сквозь призму уже своих знаний поле советской психологии, чтобы более эффективно помогать людям в этом море, и всё-таки приводить людей к источнику исцеления, к Господу Богу», — говорит психолог Ольга Балабанова.

Психолог Алексей Успеньев: «Очень хотел познакомиться с единомышленниками, получить знания из святоотеческой практики»

На съезд православных психологов в Раифский монастырь Алексей Успеньев приехал из Краснодарского края. Психолог трудиться в социальном отделе Екатеринодарской епархии, работает с созависимыми. А ещё оказывает психологическое сопровождение переселенцам с Украины, помогает семьям в кризисе.

«Как было подмечено на съезде, светская психология «растёт в куст», а православная психология всё-таки имеет в основании Писания и Предания Церкви, святоотеческую практику и десятки поколений и святых людей, которые понимают человека как образ Божий, повреждённый, конечно же, помутнённый нашими грехами, но вот наша задача восстанавливать свою природу и стремиться к обожению. Я очень хотел познакомиться и познакомился с единомышленниками, почерпнуть знания из святоотеческой практики от людей, которые этим больше занимаются. Я увидел, как люди, которые идут по пути православной психологии уже долгие годы, нарабатывает в этом направлении много опыта полезного. И этот опыт для меня был самым главным приобретением на съезде», — отмечает психолог, участник III съезда православных психологов в Раифском монастыре Алексей Успеньев.

Психолог Ирина Бабушкина: «Звание православного психолога ещё надо заслужить, это очень высокое звание»

Кандидат экономических наук Ирина Бабушкина ещё и дипломированный психолог, бесплатно помогает кризисным подросткам и семьям в Ижевской епархии. Весной она начала обучение в Казанской духовной семинарии на новом курсе «Святоотеческая антропология и психология». Съезд православных психологов в Раифе стал отличной возможностью максимально погрузиться в тематику и познакомиться с единомышленниками. 

«В православной психологии я оказалась достаточно скоро с того момента, как вообще в психологии оказалась. Это связано с тем, что моя специализация — это кризисная психология. Я много работаю с подростками, попавшими в кризисные ситуации. Это суицидальное поведение, самоповреждающее поведение, насилие физическое, психическое, расстройство пищевого поведения, работаю также с женщинами, переживающими семейные кризисы. В кризисной психологии очень быстро понимаешь, что необходимо начинать работать с мировоззрением. Необходимы какие-то очень прочные основы, поддержка, некие скрепы. Поэтому выбор был очевиден, что нужно двигаться в сторону православной психологии. Я знала, что есть такое направление. Несколько лет я искала, где можно было бы поучиться. Но как-то всё не складывалось, потому что, в основном, это были очные обучения, у меня не было возможности уехать надолго из Ижевска. И когда я узнала об обучении в Казанской духовной семинарии на новом курсе, это было, конечно, просто подарком судьбы. Огромная моя радость и благодарность, что это обучение случилось в моей жизни!», — признаётся психолог, участница III съезда православных психологов в Раифском монастыре Ирина Бабушкина.

Ирина говорит, что на форум ехала с огромным количество вопросов, ведь список спикеров был впечатляющим. Съезд, действительно, собрал признанных мастеров православной психологии. Но особый статус мероприятию придала и сама площадка — Раифский монастырь, где активно ведётся миссионерская деятельность, а насельники щедро делятся с мирянами своими знаниями.

«На моих консультациях всегда возникают вопросы поиска смысла в жизни, вопросы жизни и смерти. Не имея чёткой мировоззренческой, духовной системы, очень сложно даже просто разговаривать об этом. И уж тем более сложно быть опорой для тех людей, которые приходят за психологической помощью. Поэтому православная психология помогает не только быть более полезной для людей, которые обращаются за помощью, но и мне самой оставаться в профессии, не сломаться под грузом тех событий, чувств, эмоций, которые приносят ко мне на консультации. Я бы ещё отметила, что православная психология — это стандарт качества в работе психолога, потому что психолог работает своим мировоззрением и своей личностью с мировоззрением и личностью человека, приходящего к нему на консультацию. Работа в поле православной психологии позволяет соблюдать основной принцип психолога — «не навреди». Это некий такой камертон, с которым мы можем сверять свои действия, методику, технику, которые мы берём в работу, и понимать, будет ли это хорошо, полезно для души человека, либо это уведёт куда-то не туда», — говорит Ирина Бабушкина.

Психолог Марина Брагина: «Православная психология – это, действительно, соработничество и благодать Духа Святаго, которая покрывает и меня как терапевта, и клиента»

Долгое время психолог Марина Брагина трудилась при храме Державной иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, а также являлась главным психологом православных врачей Питера. Сейчас много работает с семейными парами, обучает и учится сама, в том числе, и в Казанской духовной семинарии.

«Если говорить о плюсах православной психологии, то я на своем опыте работы в храме могу сказать, что это, действительно, соработничество и благодать Духа Святаго, которая покрывает и меня как терапевта, и клиента. Эта благодать, действительно, создаёт чудес! Я вижу результаты людей, как они работают с утратой, насколько быстро успокаиваются. Вижу, как пары преодолевают трудности. Если бы это были бы люди светские, то это были бы просто элементы рационализации. Но здесь я вижу яркие примеры изменения ума через сердце, когда, действительно, происходит принятие,  человек начинает видеть. Это триада раскаяния, благодарения и желания служить Богу. Это может быть только в православной психологии, нигде больше. Для меня ещё более ценно работать в контексте православной психологии с православными людьми, потому что отчасти даже не столько важен контекст, насколько важно состояние. Видеть боль, усталость, радость, красоту, возможности, смыслы, видеть даже промысел Божий — это всё только благодаря православной психологии», — говорит психолог, участница III съезда православных психологов в Раифском монастыре Марина Брагина.

На съезде семейный психолог и гештальт-терапевт Марина Брагина выступила модератором секции «Работа с семьями и парами».

Психолог Юлия Санникова: «Православная психология даёт надежду на то, что у Бога все живы»

В своей родной Вятской епархии Юлия Санникова, по её же словам, работает с горем и утратой, помогает семьям участников специальной военной операции переживать смерть отца, мужа, сына, брата. Проект так и называется «Спасательный круг». И ещё одно важно направление в служении – психологическое сопровождение членов семей бойцов СВО, которые тревожатся, волнуются и места себе не находят в тылу, пока родной человек на фронте. Всё больше запросов поступает от жён и матерей, чьи сыновья и мужья пропали без вести на передовой спецоперации. Психолог Юлия Санникова сейчас также проходит обучение в Казанской духовной семинарии и очень хотела познакомиться с преподавателями лично. Курс ведут игумен Гавриил (Рожнов) и иеродиакон Кронид (Полежаев).

«Православная психология даёт упование и надежду на то, что у Бога все живы. Это даёт возможность самому специалисту работать с непростыми жизненными ситуациями, где много боли. Православная психология даёт антропологический фундамент видение человека как образа и подобия Божия. Это совершенно другие ориентиры по сравнению, например, со светской психологией, особенно популярной психологией. Это даёт возможность психологу выбирать в своей работе то, что будет полезно клиенту, то есть не будет вредным для него с точки зрения спасения его души. Я замечаю, что с самыми сложными случаями работают именно православные психологи», — рассказывает психолог, участница III съезда православных психологов в Раифском монастыре Юлия Санникова.

«Поразила география съезда, настолько много тех, кто пытается переосмыслить профессиональную деятельность, сделать практику душеполезной. Огромная благодарность казанским психологам, которые для нас, действительно, как флагманы выступают. Сложилось профессиональное сообщество, где есть возможность и скорректировать друг друга, и поддержать, и вместе вырабатывать единое видение православной психологии. Особенно хочу отметить атмосферу в Раифском монастыре. Дни пребывания там — мир, радость, единение. Это возможность оказаться вне времени и пространства. Все три дня были очень насыщенными: дискуссии, совместное богослужение, совместные трапезы, длиннющие кухонные разговоры нередко до часу ночи, когда коллеги делились своим опытом. Время было наполнено душевной щедростью и всех участников съезда, и организаторов. Раифский монастырь — крупнейший просветительский центр в стране, где вообще всё работает на решение общей задачи спасения человека. Есть такое долгоиграющее послевкусие от встречи, новые мысли, осмысления, соединения психологии и православия в какие-то другие новые точки соприкосновения», — радуется Юлия Санникова.

Если вы или ваши близкие нуждаются в психологической помощи, звоните 8-904-667-21-44 (православная психологическая служба «Утешение») и 8-996-900-50-30 (служба помощи нуждающимся «Милосердие Казань»).

Loading

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Свежие новости и лучшие статьи в вашем почтовом ящике