Ранены, но не разбиты: истории мужества из Ростовского военного госпиталя глазами казанских сестёр милосердия
В Казань со служения в госпитале Ростова-на-Дону вернулись сёстры милосердия. Четыре женщины на протяжении недели ухаживали за ранеными бойцами. Южный военный госпиталь первым принимает с поля боя покалеченных и контуженных военнослужащих. Именно в его стенах бойцы узнают, что остались без руки или ноги… Но милосердие способно сбить высокий градус отчаяния и боли. В этом в очередной раз убедились наши сестры милосердия. В госпитале лежат мобилизованные и контрактники со всей страны, родные от них находятся за сотни и тысячи километров, но даже если и рядом – в палаты их всё равно не пускают. Сёстры милосердия помогают раненым бойцам мыться, есть, ходить и принимать лечение. А ещё женщины с бесконечно добрым, материнским сердцем готовы слушать и сопереживать. Наша статья о том, что после ранений героизм наших защитников не заканчивается, а даже наоборот, кратно возрастает.
Видный жених под позывным «Орех»
Для сестры милосердия Свято-Никольского сестричества это была уже вторая поездка в Ростовский госпиталь. Светлана Тазетдинова сразу знала, что обязательно туда вернётся. Уходу за ранеными пенсионерка обучилась на сестринских курсах, умеет правильно обрабатывать раны, крови не боится. Но, кажется, в военном госпитале не это главное. Раненые ждут сестричек, чтобы поговорить, чтобы было кому рассказать, какой ценой прямо сейчас наши рубежи отстаивают военнослужащие. В каждой палате – свои герои. Каждая история — написана кровью. Однако среди всеобщего стона и боли на этот раз Светлане больше остальных запал в душу боец по имени Денис. После ранения у молодого парня ампутировали часть ноги. Первый раз сестра милосердия и пациент разговорились, когда Светлана помогала Денису помыться. Беседы продолжались на протяжении всей смены.
«Он рассказал, что его мобилизовали как раз в тот момент, когда он собирался жениться. Невеста долгие месяцы его ждала и поддерживала. Узнав о ранении и что жених теперь без ноги, девушка своего решения не поменяла, однако вдруг заявила, что для свадьбы теперь есть особое условие – Денис должен донести её до ЗАГСа на руках!», — начинает свой рассказ Светлана.
Сестра милосердия признаётся, что в тот момент впервые поняла, что не знает, как поддержать и что сказать бойцу. Вдруг стало так больно и обидно за него. Но не тут-то было, оказалось, что ни в каком сочувствии Денис и не нуждается!
«Он со своей неутомимой, неиссякаемой энергией заявляет, что, мол, я её до ЗАГСа не донесу что ли?! Конечно, донесу, какие проблемы, ведь протез же будет! Потом начал рассказывать о своих будущих детях, какие у них будут дети. По профессии Денис — фельдшер, а мама мечтает, чтобы он стал врачом. Он обязательно ещё поступит учиться и получит профессию врача! Я в этом уверена! Вот такие люди поражают, это наши герои! Когда мы с ним прощалась, я ему сказала, что желаю, чтобы у него дети были такие же сильные и крепкие, как он сам. А он говорит: «а вы знаете, какой у меня позывной? «Орех!». Вот, действительно, очень сильный и крепкий человек! Такого не расколоть!», — говорит Светлана.
И таких, как «Орех» в госпитале, по словам Светлана, абсолютное большинство! Чтобы получить медицинскую помощь раненые бойцы прикладывают неимоверные усилия ещё на поле боя. А потом борьба начинается уже в больнице.
«Каждая история каждого бойца западает в душу. Большинство из них рассказывают, как они пытались спастись и выжить после ранения. Они обезноженными, с тяжёлыми переломами и ранами ползут по нескольку суток. Голодные, замёрзшие, грязные, как страшно им бывает ночью, когда летают дроны и обнаруживают их по теплоте, то есть мёртвого или живого человека определяют. Поэтому бойцы вынуждены закапываться во что-то холодное, чтобы их не обнаружили», — говорит Светлана.
Смена для казанских сестёр милосердия длилась неделю. Всё это время они жили в местном монастыре, каждое утро приезжая в госпиталь. Задания на день получали от старшей сестры милосердия. У Ростовского сестричества большой опыт служения в военном госпитале. Здесь же во время чеченских войн они ухаживали за ранеными солдатами.
«В госпитале несколько корпусов, все они разные по тяжести ранений, хотя лёгких там нигде нет. Мы набирали в сумку всё необходимое, на складе есть всё абсолютно для ухода за лежачими больными. А после шли по палатам, спрашивая ребят, какая им нужна помощь. Мы их мыли, брили, стригли. Раненые поступают прямо с поля боя — грязными. Но мы это быстро исправляли! Незаметно наступал обед. И, наверное, больше всего времени занимало у нас кормление. Кто мог есть сам, им просто давали еду. Остальных — кормили из ложечки. Коридоры длинные, палат много, ребят ещё больше. А ходячих — очень мало, кто бы сам мог прийти в столовую. Одной буфетчице просто не под силу накормить такое количество людей», — объясняет Светлана.
По словам Светлана, усталость наступает не сразу, а только день на третий. Смена длиться по восемь часов, но минута в минуту никто из сестёр госпиталь не покидает. Милосердие в больничных стенах требуется круглосуточно.
«Утомляемость очень сильная, тут нечего скрывать. Откуда берутся силы? Ответ один: от Господа нашего Бога. Потому что иногда такая усталость, что, кажется, нет сил. А идти-то надо. Встаёшь и идёшь, делаешь всё с молитвой. Не по силам не бывает, не даст Господь», — заканчивает свой рассказ сестра милосердия Светлана Тазетдинова.
Мячик для многодетного отца
Доброволец службы «Милосердие Казань» Оксана Красник в Ростовский военный госпиталь начала ездить потому, что не может иначе. Это служение для неё стало вторым, но не последним. Женщина смогла вернуть к жизни своего сына. Беда в семью пришла три года назад, парень попал в страшную аварию и впал в кому. Многим тогда могло показаться, что это конец, но только не Оксане!
«Своего сына я выхаживала три года. Слава Богу, он полностью восстановился и даже смог продолжить учёбу в институте. Именно поэтому я и решила ездить в госпиталь. Я чувствую, что я могу помочь раненым ребятам после того, как я всё-таки восстановила своего ребёнка. Могу мотивацию им дать, чтобы они боролись дальше, чтобы они смогли преодолеть этот недуг. И это возможно, на самом деле, с Божьей помощью. Просто было бы у этих ребят желание и поддержка близких», — говорит Оксана.
Оксана сразу поняла, что предлагать помощь в тот момент, когда боец только поступает в госпиталь, не имеет никакого смысла. Военнослужащие находятся в состоянии тяжелейшей усталости. Не все сразу принимают тот факт, что теперь не могут выполнять самые элементарные вещи, мыть и есть самостоятельно. Но после шока и отрицания начинается самый важный этап, когда требуется мужество и героизм, чтобы преодолеть потери и жить дальше.
«В отделении нейрохирургии я ухаживала за «мальчиком» из Ханты-Мансийска, ему всего тридцать один год, но у него уже трое детей. У него было ранение в голову, из-за чего его парализовало на одну половину. Вместе с ним в палате лежал боец с точно таким же ранением, они оба парализованы. Я сразу увидела, что многодетный папа хочет восстановиться, ведь дома семья, а у его соседа по палате нет никого. Когда я им принесла мячик, чтобы они себе массировали «рабочую» половину тела, тот, который многодетный, сразу начал занятия. У него есть, для кого встать и дальше идти. А другой просто равнодушно смотрел на это и ничего не хотел делать», — переживает Оксана.
Дальнейшая судьба бойцов добровольцу милосердия неизвестна, но почему-то есть уверенность, что ради детей военнослужащий обязательно сможет восстановиться и жить дальше полноценно.
«Милосердный человек, наверное, это человек, который не мыслит себя без служения. Его жизнь состоит в помощи ближнему. Он ищет людей, души, которым можно помочь. Это основа его личности, он не может без этого жить», — заканчивает своей рассказ доброволец службы «Милосердие Казань» Оксана Красник.
Серёжа и Серёжа
Сестра милосердия Свято-Никольского сестричества Ирина Сырова в госпиталь поехала первый раз. Поэтому её служение проходило в паре с самой опытной сестрой – Натальей Поляковой. Работы в палатах было так много, что не было времени на шок, растерянность или чтобы себя пожалеть. Уходовая работа в палатах занимала весь день. Раненым, к которым отправили Ирину, требовалась не только помощь, но и доброе слово.
«Особенно мне запомнился паренёчек из Йошкар-Олы, зовут Серёжа. Я приходила его кормить, у него ампутировали ногу из-за ранения. Руки работают, но глаза практически не видят. Он такой худенький, щупленький, невысокий и очень скромный. Говорит, что, конечно, страшно было, но в бой без молитвы не выходили. Говорит, помолишься, и так спокойно становится. На лечение он надеется попасть в Москву, так как там врачом сестра работает», — рассказывает Ирина.
Второго подопечного тоже зовут Серёжа. Как только у него сняли зонт, то он сразу попросил пить, вспоминает Ирина. Сестре милосердия этот боец запал в душу каким-то совершенно особым смирением, невероятно голубыми глазами и детской радостью.
«Когда я его первый раз кормила, он с закрытыми глазами лежал. Потом утром пришла, он открыл глаза, а они бесконечно синие, добрые, спокойные. Он ничего про себя не говорил, просто всегда спрашивает, что есть покушать? А, когда ел, то так по-детски закрывал глаза и шептал, как вкусно! Я понимаю, что он такой еды, может быть, долго-долго не ел. И даже без слов понятно, как ему там было трудно и голодно… Мне так запомнились его глаза и это его состояние. Такое умиротворённое лицо, вот прямо ангельское, можно сказать. Мне очень хочется, чтобы он выздоровел. Очень…», — признаётся сестра милосердие Свято-Никольского сестричества Ирина Сырова.
Этот выезд в Ростовский госпиталь, организованный службой «Милосердие Казань», стал уже шестым в этом году. Кроме того, наша служба на постоянной основе организуется выезды и служение в госпиталях Донецка и Макеевки, Северодонецке и Курске. Именно в Курской области сейчас очень нужна помощь добровольцев. Чтобы узнать, как вы можете помочь нашим бойцам и мирному населению в зоне СВО, звоните по телефону: 8-996-900-50-30.
07.09.2024