«Раненые бойцы младше моего младшего сына» — служение добровольца «Милосердие Казань» в военном госпитале
Мама двоих взрослых сыновей, успешная бизнес-леди, новоиспечённая медицинская сестра, и — постоянный доброволец службы «Милосердие Казань». Всё это про Ольгу Воеводину. Ноябрьские праздники позволили найти время в плотном графике, чтобы отправиться на служение в Ростов-на-Дону. Добровольческая поездка стала в этом направлении для Ольги уже второй. Однако впервые в новом качестве — уходовой сестры. Ольга Воеводина отучилась в медицинском колледже, получила специальность, и смогла в полной мере применить навыки в непростых условиях военного госпиталя, куда каждый день доставляют раненых бойцов специальной военной операции.
Помыть, побрить, согреть…
В Ростове-на-Дону сразу несколько военных госпиталей, куда доставляют раненых военнослужащих. Нагрузка колоссальная. Именно здесь врачи первыми оценивают состояние бойцов, и принимают решение об их дальнейшем лечении. Кого-то оставляют в Ростов, кого-то отправляют дальше. Однако больничные палаты, а иногда и коридоры, здесь никогда не пустуют. Раненых бойцов много, они со всей страны, их родные далеко, и приехать в Ростов не могут, а потому добровольческая помощь медицинскому персоналу нужна постоянно. В том госпитале, куда на служение прибыла Ольга Воеводина, трудятся Ростовские сёстры милосердия.
«У сестричества плотный график, расписаны дежурства. Я приходила к восьми утра, начинали мы с девяти, и до последнего пациента. В обеденный перерыв выходили на молебен, — на территории госпиталя есть храм», — начинает рассказ доброволец службы «Милосердие Казань» Ольга Воеводина.
После окончания медицинского колледжа Ольга Воеводина стала работать палатной сестрой в хирургическом отделении больницы в родной Твери. Отправляясь в новом качестве в военный госпиталь, Ольга понимала, что ей наверняка придётся столкнуться с тем, что ранее делать не приходилось. И оказалась права.

«В больнице мои подопечные – это бабушки и дедушки. Я ставлю капельницы, отдаю назначение врачей, помогают подготовиться к операции, встречаю после операции. В военном госпитале Ростова всё было иначе. Это больше материнская опека, забота матери о своих детях. Отмыть, отчистить, сделать лучше, вымыть голову, причесать, умыть, почистить зубы. Такая материнская забота, — по-другому и не сказать, — была о каждом бойце», — говорит Ольга.
Служение Ольги в госпитале длилось шесть дней. На вопрос, а было ли сложно, сначала доброволец «Милосердие Казань» отвечает отрицательно, но потом всё же отмечает, что самой запоминающейся, и какой-то степени напряжённой, стала всё же первая смена.
«В первый день меня поставили с двумя сёстрами на обучение. Спустя два часа, я вместе с подругой Ольгой, сестрой милосердия, приступила к своим обязанностям. Я помогала бойцам мыться, а она приносила для них чистые штаны, трусы на липучках, которые специально сделаны для тех, у кого аппарат Илизарова. Как пролетело время, и наступил вечер, мы и не заметили. Когда Ольга сказала, что нам пора домой, — уйти всё равно не получилось. Ещё один боец, потом ещё один боец, и ещё один боец. Ты не можешь отказать, когда ребята просят помочь. И силы есть. А потом смотришь, хоп, ещё одного привезли… Невозможно бросить…», — продолжает рассказ Ольга.
То самое, что Ольге пришлось делать впервые, случилось почти сразу же. Говорит, это как боевое крещение, только с бритвой в руках. За процессом внимательно наблюдал сосед бойца по палате, он же и подсказывал Ольге, как правильно и безопасно воспользоваться станком. Однако без казуса не обошлось – небольшой порез всё-таки случился, но военнослужащий тут же успокоил перепуганную Ольгу, что всё в порядке, что так бывает, даже когда бреешь себя сам. Различной уходовой помощи в госпитале требуется много и каждый день. Практически всех бойцов привозят с передовой сильно покалеченными, — без руки, без ноги, без глаза. И пока, ещё вчера здоровые, мужчины не приспособятся к новой реальности, — им нужна поддержка. Но это вовсе не означает, что палаты пребывают в унынии, — в этом лично, во время добровольческой смены, убедилась героиня нашей статьи.
«Непреодолимой концентрации боли не было. Все бойцы — позитивные, несмотря ни на что. Я не знаю, что у них внутри, можно только об этом догадываться. Но то, что они транслируют наружу, — это не боль. Да, каждую историю ты переживаешь. Все дни служения в военном госпитале я просто горда была за наших бойцов, горда за нашу страну. Я им очень благодарна! Когда военнослужащие говорили «спасибо» за какую-то уходовую помощь, я всегда отвечала, что это им от нас всех поклон до земли, это они молодцы, это они — герои. Наше служение — искренняя и глубокая благодарность каждому», — говорит Ольга Воеводина.
Футбольная команда для бойца
О том, что к ним в палату спешит доброволец, бойцы узнавали заранее, и по характерным звукам. В арсенале Ольги Воеводиной была передвижная тележка со всем необходимым – средства ухода, гигиены, одноразовые щётки, полотенца, тазики, ковшики. Предусмотрено всё, — и ничего не забыто. Чтобы не метаться по госпиталю в поиске уходовых средств, а стараться обойти как можно большее количество палат, помочь как можно большему числу пациентов. Многие не принимали настоящий душ месяцами.
«Парень, — у него обе ноги перебиты, установлен аппарат Илизарова. Я помогала ему помыться в душе. Он сидит, горячая вода льётся, он просит его оставить так минут на десять. Говорит: «Вот просто хочу посидеть под душем». Видно, что в этот момент он счастлив, а потому и ты начинаешь вместе с ним и за него радоваться. Ещё один боец, — тоже помогала ему принять душ. Молодой парень, двадцать один год ему всего, он младше моего младшего сына. Настоящий герой, на протяжении двадцати четырёх дней выбирался из окружения! И выбрался! В госпитале он не роптал вообще. Я его мыла. Он такой щупленький, глазастенький. Ну, отъестся, конечно, дай Бог. Все бойцы в госпитале за собой ухаживают, просят ногти стричь, уши чистить. Никакого уныния у людей. У них там такое большое сообщество, они между собой обмениваются эмоциями. Я не слышала ни одного плохого слова. Все позитивные и бодрые», — отмечает Ольга.

Но иногда всё же случалось, что история бойца, которого надо помыть и душевно обогреть, очень больно отзывалась в сердце добровольца. В один из дней уход потребовался почти юному солдатику, завязался разговор, Ольга хотела подбодрить подопечного и, узнав, что паренёк местный, поначалу очень обрадовалась.
«Он худенький такой, но сразу сказал, что местный. А я ему — значит, родственники будут навещать! Но он ответил, что лежит один, так как сирота, выпускник детского дома. Он уже третий раз ранен. Два первых раза не стали причиной не возвращаться на передовую. После лечения и реабилитации сирота вновь отправлялся воевать. Уверен, и сейчас будет также. Он так спокойно это всё мне рассказал, но моё сердце прямо дрогнуло», — переживает Ольга.
Были в палатах и те, кто, став папой, своих новорождённых детей ещё не видел. Таких бойцов видно сразу, подметила Ольга Воеводина, они изо всех сил стремились восстановиться и поскорее отправиться на реабилитацию домой. Поддержка семьи — творит чудеса, а потому среди самых счастливых дней служения в Ростовском военном госпитале для Ольги стал тот, когда к бойцу с ампутированной только что ногой, приехала его родная семья из Дагестана.
«Это молодой мужчина из Кизляра. Достаточно высоко ампутирована левая нога. И вот, захожу к нему в палату, — а рядом с ним на койке сопит годовалый сынок, жена сидит, брат его, а дома — ещё четверо детей. И супруга говорит бойцу: «Вот вернёмся домой, я тебе ещё целую футбольную команду нарожаю. Будешь у них тренером». И сколько я ни наблюдала, — в его палате всегда царила семейная и очень тёплая атмосфера поддержки», — вспоминает доброволец службы «Милосердие Казань».
Из военного госпиталя Ростова-на-Дону, где Ольга проходила служение, едва ли не каждую неделю бойцов эшелоном отправляют вглубь страны. На дальнее лечение или реабилитацию, в отпуск по ранению, или просто домой. Момент сбора в дорогу — один из самых напряжённых для медицинского персонала, сестёр милосердия и добровольцев.
«Все всегда переживают, — а хватит ли одежды на всех? Раненые поступают в госпиталь без вещей, а потому при выписке их необходимо полностью одеть. Куртки, ботинки, шапки, перчатки — всё это необходимо, всё это надо. С каждым эшелоном отправляют до сорока военнослужащих. Тогда сёстры одежду выкатывают в больших тележках. И хорошо, когда тележки, полные одежды. Когда я там находилась на служении, то для бойцов благотворители отгрузили большую партию курток на флисе», — говорит Ольга.
«Служение в военном госпитале под силу каждому! Там просто нужна ваша конкретная помощь. Это ваши руки и ваши элементарные знания: как помыть человека, подстричь, побрить, ногти привести в порядок. Нужно ваше свободное время и милосердное сердце. Это тот минимум, который мы, женщины-матери, женщины-сёстры, женщины-жёны, можем дать. Просто уход, теплота, ласковые слова. Чтобы служить, не нужна никакая дополнительная мотивация, — она уже есть в нас. Добровольцы, которые приезжают на служение в военные госпитали Ростова-на-Дону, живут на территории Свято-Иверского женского монастыря. Это очень хорошо. Всегда Божья благодать под покровительством Богородицы», — заканчивает рассказ доброволец «Милосердие Казань» Ольга Воеводина.
Служба «Милосердие Казань» на постоянной основе отправляет добровольцев на служение в Ростов-на-Дону, а также на присоединённые территории. Помощь там нужна постоянно, каждый день. Добровольцам оплачивается дорога, предоставляется жильё и питание. Присоединяйтесь, звоните 8-996-900-50-30 — и мы расскажем, как стать частью команды «Милосердие Казань».
![]()
23.11.2025