«С людьми Донбасса разлучаться не собираемся». Как московская церковная больница помогает в Мариуполе, Луганске и Донецке
Недавно третья группа добровольцев «Милосердие Казань» вернулась из поездки в Мариуполь. Там наша команда вместе со всеми оказывала помощь людям, которые пережили боевые действия, потеряли близких, друзей и оказались в нужде.
Сюда в Центр церковной помощи, организованный Больницей святителя Алексия и Синодальным отделом по церковной благотворительности, приезжают добровольцы из Ростова-на-Дону, Воронежа, Екатеринбурга и Казани. Работа ведется в социальном направлении и медицинском.
На портале «Милосердие.ру» на днях опубликовали интервью с главным врачом церковной больницы святителя Алексия – о том, как работать, когда результат твоих трудов может быть уничтожен в любой момент, и о том, как долго еще помогать Донбассу.
В Донбассе Алексей Заров впервые оказался 23 февраля 2022 года: приехал помогать беженцам, а попал в самое пекло начавшихся событий. С апреля 2022-го Алексей Юрьевич с коллегами-врачами регулярно ездит в Мариуполь и другие города Луганской и Донецкой областей.
Сперва организовали из Москвы в Донбасс один рейс в неделю: машина скорой помощи шла туда, доверху набитая гуманитарной помощью, а обратно везла тех, кто нуждался в срочном лечении. Возили воду, продукты, лекарства и простейшие медицинские расходники, а также волонтеров – врачей и добровольцев, которые ухаживали за ранеными в полуразрушенных местных больницах.
Спустя год церковная больница святителя Алексия трижды в неделю отправляет рейсы с добровольцами в Мариуполь, в Горловку и Луганск. А также в Северодонецк и другие города, в которых нужна помощь. Регулярно курсируют пять скорых и два микроавтобуса, на новых территориях работают два мобильных госпиталя – «поликлиники на колесах», оснащенные всем необходимым, чтобы вести амбулаторный прием больных. В Москве больных из ЛДНР лечат и протезируют, помогают пострадавшим от военных действий с длительной реабилитацией.
Свои поездки в Донбасс Алексей Заров давно перестал считать. «Для нас эта земля уже родная. Речь не про политические границы, а про человеческие отношения: для многих людей там больница святителя Алексия, ее врачи и волонтеры стали своими», – говорит доктор.
Спустя год постоянного присутствия больницы святителя Алексия в ЛДНР мы беседуем с Алексеем Юрьевичем Заровым об итогах этого непростого периода.
«Опять Мариуполь!»
– Все начиналось с разовых акций, точечной помощи отдельным городам и даже конкретным людям. Скажите, как из первого эмоционального порыва за год выросло такое мощное и системное движение, фактически – одно из направлений деятельности больницы святителя Алексия?
– Честно говоря, слова «системность» и «Донбасс» даже сейчас сложно поставить рядом. Пока все, что мы делаем, – скорее, локальные проекты, но за каждым таким проектом стоит спасенный человек, его жизнь и здоровье. На данный момент у больницы пять основных направлений. Это помощь врачей и добровольцев по уходу; эвакуация пациентов на лечение в больницу в Москву; работа наших мобильных госпиталей на новых территориях; гуманитарная помощь медицинским организациям Донбасса оборудованием и расходными материалами; образовательная деятельность – мы обучаем младший медицинский персонал и помогаем в организации сестричеств в Донбассе.
– Активнее всего церковная больница святителя Алексия представлена в Мариуполе: в местной больнице интенсивного лечения регулярно трудятся волонтеры, в городе работает мобильный госпиталь, из Москвы в Мариуполь дважды в неделю выезжают машины. Почему вы сосредоточились именно на Мариуполе?
– Этот большой город в считанные дни оказался в ситуации гуманитарной катастрофы. Это не означает, что другие города Донбасса пострадали меньше: Лисичанск, Северодонецк, Рубежное по степени разрушений ничем не лучше Мариуполя. Может быть, у людей там было просто чуть больше времени, чтобы как-то сориентироваться и уехать. Мариуполь – один из крупнейших городов Донбасса, может быть, поэтому ему оказывают так много внимания.
– А другие не обижаются?
– Конечно, обижаются! Можно слышать от жителей других городов: «А, ну опять Мариуполь». Это есть, и жаль, что внимания к другим городам меньше, и помощи там меньше. Поэтому мы стараемся помогать не только Мариуполю. Например, у нас очень крепкие связи с Горловкой – с весны 2022 года мы помогаем местным больницам, у нас официально подписано соглашение о сотрудничестве и мы, можно сказать, побратимы. Есть Мелитополь, Северодонецк, Луганск.
Медицина Донбасса – это один большой военный госпиталь
– Чего на новых территориях остро не хватает сейчас? Удалось ли за год закрыть какие-то потребности?
– С продуктами, которые мы брали с собой в первые поездки и раздавали в качестве гуманитарной помощи, сейчас уже нет проблем, магазины работают везде. Даже в Северодонецке есть магазин «Деликатесы», и название соответствует ассортименту. Понятно, что не все могут это купить, потому что цены там почти московские, а пенсию, например, не все местные жители пока успели оформить. Так что места для социальной деятельности, как государства, так и НКО, там еще очень много.
Ситуация с лекарственными препаратами, с медицинскими расходниками, конечно, улучшается. Но оснащение в медицинских учреждениях, которые мы знаем, пока недостаточное, не хватает необходимой аппаратуры.
Да и в целом проблемы с медициной остаются. Медицина Донбасса сейчас вся направлена на оказание помощи пострадавшим от боевых действий, по большому счету, все это – один большой военный госпиталь. Например, в Горловке плановая госпитализация больных в местных больницах до сих пор не восстановилась. А люди продолжают там жить и болеть.
– Церковная больница святителя Алексия не только посылает в Донбасс медиков и волонтеров, но и занимается подготовкой кадров на местах. Причем вы готовите именно сестер по уходу – открываете сестричества. Что это за формат?
– Организацию сестричеств в Донбассе мы как раз определяем для себя как системную помощь. Сейчас это ключевое направление. Сестричества всегда создавались в исторически сложные времена войн и эпидемий, и сейчас как раз такой момент. Мы ясно видим этот путь, знаем механизм работы: в Донбассе сестричества образуются через обучение добровольцев, специалистов по уходу, на базе нашего Учебного центра и при поддержке Церкви. Например, замечательное сестричество в Горловке, которое сейчас насчитывает уже несколько десятков сестер, было создано по благословению митрополита Горловского и Славянского Митрофана.
На новых территориях наш Учебный центр провел уже 12 курсов для будущих сестер милосердия. В каком-то смысле мы являемся катализатором: когда приезжаем и рассказываем о такой возможности, местные священники часто говорят: «Мы так этого ждали!»
Пока что мы обучаем специалистов по уходу, которые будут работать в качестве добровольцев и видят в этом свое служение. Но очень хотелось бы, чтобы в Донбассе, в условиях кадрового дефицита медперсонала, оценили наших специалистов и рассмотрели возможность ввести их в качестве младших медицинских сестер в систему здравоохранения. Это позволило бы снизить нехватку медицинских кадров и привлечь незанятое население.
Учим заново ходить
– Больница с осени 2022 года проводит протезирование для тех, кто лишился конечностей в результате ранений. Вы планировали осуществить 50 протезирований. Все ли удалось?
– Удалось сделать уже примерно половину: мы установили более 20 протезов людям, лишившимся конечностей. Перед нами проходят целые судьбы. Эти люди очень много пережили, некоторые перенесли сразу несколько ампутаций. Часто они имеют проблемы с документами. И наша больница сталкивается с тем, что нужно не только установить протез, но и помочь решить целый комплекс проблем, как медицинского, так и социального характера.
Вначале был поток в основном мирных жителей из Мариуполя, которые потеряли конечности часто даже не в результате минно-взрывных травм, а в результате обморожений, декомпенсации сахарного диабета и так далее. Сейчас к этим пациентам добавились военные ЛДНР, в основном жители Горловки. Там очень сложно с протезированием, и, несмотря на то, что де юре произошло объединение с Минобороны, де факто для военных ЛДНР пока что нет того маршрута, который предполагается для военнослужащих Российской Федерации.
– Каким образом такие пациенты попадают к вам?
– Чаще всего – через горловскую больницу номер 2, в которую попадают раненные при боевых действиях. Туда приезжают наши врачи, с местными травматологами мы постоянно на связи, обсуждаем сложные случаи. Недавно в Горловке я встречался как раз с таким пациентом. Сергей уже прошел у нас протезирование и реабилитацию, сейчас вернулся на родину, сделал предложение своей девушке, готовится к свадьбе.
В 2022 году он был мобилизован, получил тяжелое ранение, перенес ампутацию на уровне бедра. Сергей рассказывал, что сталкивался с ситуациями, когда ребятам изготовляли протезы и сразу выписывали, без обучения и реабилитации. Он говорил, что потом сам учил их заново ходить.
Сергей сам спортсмен, преподаватель физкультуры, у него есть специальность «инструктор ЛФК», так что он может не только морально поддержать, но и дать советы по профессиональной реабилитации. Он очень яркий, харизматичный. А главное, что у него есть опыт успешной реабилитации, в Москве он видел, как надо это делать, как важно никуда не торопиться. Мы заново обучаем людей ходить, оборудовали зал для ЛФК в нашей больнице в Москве и в филиале в Жуковском. Сейчас есть мысли создавать центр реабилитации в Горловке. Реабилитация в ближайшие годы будет очень востребована.
Донбасс дает понимание бренности всего материального
– Как вам и врачам больницы удается продолжать работать в таких тяжелых обстоятельствах, когда знаешь, что результат твоего труда в любой момент могут взорвать, обстрелять, разрушить?
– Просто собираешься с силами и действуешь по обстоятельствам, доверяя помощи Божией.
Донбасс дает понимание бренности материальных вещей. Но за каждой материальной потерей – людские судьбы. Например, недавно в Донецке при обстреле пострадал аппарат МРТ, значит, кто-то теперь не сможет вовремя сделать нужное обследование, получить помощь. Аппарат, конечно, починят, или привезут новый. Все-таки самое сложное и безвозвратное – это люди, их судьбы и их к нам доверие.
– Что вас поддерживало на протяжении этого года?
– Я думал об этом, и с коллегами мы много раз это обсуждали. Знаете, быть может, это прозвучит банально, но исправить сложившуюся ситуацию можно только добром и любовью. Мы пытаемся это делать и в большинстве случаев получаем такую же реакцию в ответ. Значит, формула работает. Самое дорогое, что мы хотим сделать, – помочь людям.
– А как долго еще придется помогать?
– Мы надеемся и дальше помогать, даже когда закончатся боевые действия. Развивать паллиативную помощь, создавать филиал больницы, быть может. Не представляем, как оставить этих людей. Мы с людьми Донбасса разлучаться не собираемся – прикипели душой.
Подробнее о деятельности церковной больницы святителя Алексия читайте в Telegram-канале главного врача Алексея Зарова.
24.05.2023