Троица на двух берегах: как в Татарстане берегли и возрождали традиции празднования Дня рождения Церкви
Один из двенадцати главных православных праздников отметят верующие 23 июня. Именно на этот день в 2024 году выпадает Троица — торжество символизирует Триединство Бога и сошествие Святого Духа на землю. Троица наступает через 50 дней после Пасхи, потому носит ещё и название Пятидесятница. Дата Троицы переходящая и в этом году это едва ли не самое позднее празднование Троицы из всех возможных. В следующий раз Троица на 23 июня выпадет только через 19 лет в 2043 году.
День рождения Церкви
Как гласит Священное Писание, даже после Вознесения Христова его ученики продолжали молиться в Сионской горнице, там где была совершена Тайная Вечеря. На 50-й день на апостолов сошёл Святой Дух, после чего праведники обрели силу таинства Церкви, заговорили на разных языках и отправились по миру распространять Слово Божие. Сионская горница стала первым в мире христианским храмом. Праздник Троицы был установлен в 381 году на созыве II Вселенского собора, тогда же был утвержден и догмат о равенстве и единосущии всех Божеских лиц.
«Это день, когда Святая Троица — Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух — явились к людям в полной мере. По преданию, Иисус Христос сказал своим ученикам, что Он попросит Отца послать им Духа-Утешителя, который научит всякой Правде и Истине. Так и случилось на 50-й день. Апостолы вместе с Божьей Матерью услышали шум грома и Святой Дух сошёл на них в виде огненных языков. В тот день в Иерусалиме было очень много людей, они услышали речи апостолов на разных наречиях. Так началось проповедование Евангелия о спасении человека во всех уголках мира. А на вопрос людей: «что же нам теперь надо делать?» — апостол Пётр ответил: «Покайтесь и креститесь «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и тогда вы будете иметь жизнь вечную», — говорит настоятель храма благоверных князей Бориса и Глеба иерей Иаков Богданов.
Троица на левом берегу Волги
23 июня — это ещё и престольный праздник Духосошественского храма Казани. Он был построен в середине XVIII века, во время расцвета суконной промышленности в одноимённой слободе, а к концу XIX века приход стал одним из самых крупных в Казани. Пережить советское безбожие без потерь, к сожалению, не получилось. Сначала в закрытом храме разместился клуб, а потом Кукольный театр, который проработал в стенах культового сооружения вплоть до 2012 года. После того, как в храме Сошествия Святого Духа вновь зазвучали молитвы, была возрождена и традиция празднования Троицы.
«Троица — это день рождения Церкви. Исторически так сложилось, Духосошественский храм на протяжении столетий был центром духовной жизни Суконной слободы. На Троицу и на следующий Духов день всегда приходило много людей, чтобы поздравить приход и его прихожан с престольным праздником. А так как рядом с храмом была ярмарка «Сорочка», то в этот день собиралось много народа, чтобы не только вместе помолиться на литургии, но и отпраздновать Троицу народными гуляниями. Поэтому после возрождения и открытия храма возникла идея возродить и традицию празднования престольного дня Духосошественской церкви как городского события», — рассказывает настоятель Духосошественского храма протоиерей Алексей Чубаков.
Ярмарка на Суконной слободе зародилась и вовсе в начале XVIII века с появлением самой мануфактуры. Торговых рядов с лавочками было так много, что сначала базар так и назвали «Лавочки», потом он стал Суконным, а после — Сорочьим базаром. Не исключено, что рынок получил такое название из-за гомона, который постоянно стоял над прилавками. Ведь «Сорочка», по оценке историков, была одной из самых крупных городских ярмарок. Сейчас территория бывшей «Сорочки» — Духово поле, где два дня в году в XXI веке на Троицу ставится также шумно и весело, как это было в XIX веке.
«Особое значение этот праздник имел для Суконной слободы, где проживала значительная часть простого мещанского населения Казани. Для здешней Духосошественской церкви это был престольный праздник. Поэтому на празднование Троицы в слободу приезжал архиерей и проносили из женского монастыря Казанскую икону Божией Матери, с которой обходили все дома. Ну, и конечно же на Троицу и Духов день небогатые жители старой Суконки пировали и угощали друг друга», — говорит краевед Марк Шишкин.
Однако, по словам краеведа, центром народных гуляний в Казани всё же было Арское поле. Сохранились воспоминания о масштабах почитания Троицкого дня.
«Церковный праздник Троицы совпадает с началом лета, поэтому в старой Казани всегда отмечался с наибольшим размахом. Центром народных гуляний было Арское поле, которое в начале XIX века начиналось от современной улицы Толстого, а затем парк Русская Швейцария, который мы знаем под названием Парк Горького. Вся эта зелёная окраина города была уставлена лавками с угощением, чайными, балаганами. Горожане гуляли среди деревьев и качались на качелях. А по вечерам устраивались фейерверки», — делится краеведческими изысканиями Марк Шишкин.
Троица на правом берегу Волги
На правом высоком берегу Волги традиции народного празднования Троицы удалось пронесли через годы официального атеизма. В селе Коргуза Верхнеуслонского района церковь Николая Чудотворца была построена в конце XIX века. Однако в 30-х годах века XX она была закрыта и объявлена вне советской идеологии. Вот только православному населению это не стало преградой, люди продолжали радоваться Святому Духу, пусть и вне храмовых стен. Наша собеседница — 84-летняя Валентина Яковлевна Абызова хорошо помнит, как будучи подростком она вместе с подругами встречала Троицу.
«На Троицу мы всегда собирали мяту и траву Зорька. Окна домов украшали берёзовыми ветвями, а в избе кидали на пол берёзовые листья и мести их до вечера было нельзя. Церковь тогда была закрыта. Мы ходили на кладбище, слушали, как там плачут люди, дело то было после войны, много было погибших, столько слёз… А потом молодёжь собиралась и мы шли в лес, рубили большую берёзовую ветку, украшали её лентами. Так начиналось наше шествие: один кто-то нёс ветку, а остальные шли с песнями, пели «Ой йё-йё-лилё!», шли все, кто только мог, вокруг села. Помню, что когда-то шли и даже, например, дождик просили, милости у Бога», — вспоминает Валентина Яковлевна.
Берёза издревле была символом Троицы, а в тяжёлые послевоенные годы стала ещё и кормилицей. Как бы ни было трудно, говорит Валентина Яковлевна, её мама всегда на Троицу пекла пироги. Вот только не всегда они были из привычной нам муки.
«Муки тогда было мало. Добавляли лебеду, а весной по лесам мы собирали берёзовые серёжки, перетирали их руками и замешивали тесто на хлеб. Ещё один рецепт: складывали эти берёзовые серьги в кадушку, растирали, добавляли муку, воду, картошку, лебеду. Потом делали лепёшки и в печи выпекали. Это парепки, вероятно созвучно пареной репе», — рассказывает Валентина Яковлевна.
Валентина Яковлева до сих пор живёт в родном селе, у неё трое детей, пятеро внуков и двое правнуков. Дети навещают каждые выходные. Но и в будни хранительница традиций села Коргуза не скучает. Перед Троицей горячая пора — Валентину Яковлевну ждут в местном пришкольном лагере и детском саду.
«Мы хотим, чтобы дети из первых уст могли услышать о наших традициях. Мы проводим фольклорный праздник «Троица зелёная», во время которого ребята узнают, как их предки наряжали дома берёзовыми веточками, во дворе мели чисто-начисто, берёзки ставили коридором и украшали их ленточками», — руководитель Русского общества Верхнеуслонского района Татьяна Назарова.
Мама Татьяны бережно хранит Троицкие традиции из другой Верхнеуслонской деревни — Харино. 75-летняя Валентина Алексеевна Лукоянова до сих пор никому не доверяет украшение своего дома.
«Окна надо украсить ветвями берёзы, а дом внутри — мятой. Так делала моя мама, а её научила её мама… Раньше мы на луга выходили, венки плели, хороводы водили, песни пели. Очень радовались Троице», — вспоминает Валентина Алексеевна.
Троица 2024: Казанская и Матюшинская афиши
Троицу в Казани отметят двухдневным фестивалем «Духов день в Суконной слободе».
23 июня в 8:40 в Духосошественском храме праздничная литургия, после чего в 11:30 стартует шествие с берёзой от храма к площадке «Духово поле» — это пространство перед театром «Экият». В рамках праздничных гуляний запланировано множество народно-прикладных мастер-классов, например, можно будет сделать кокошник или написать живописный Троицкий букет. Пройдут показы русских костюмов, можно будет водить хороводы, состоятся спортивные состязания, концерты и даже мотошоу.
«В этот день мы хотим, чтобы все, кто пришли на праздник, даже те, кто пока не переступили порог храма, почувствовали радость братского общения, смогли поучаствовать в ярмарке, мастер-классах, экскурсиях по Суконной слободе. Мы хотим объединить всех людей, кто живёт и работает в этом районе. Приглашаем всех друзей, всех соседей для того, чтобы отпраздновать престольный праздник нашего храма как центральное событие этого года в Суконной слободе. Для того, чтобы объединить людей, живущих в Суконной слободе, мы и возродили этот фестиваль. Фестиваль — это свидетельство Церкви во вне церковной ограды. Свидетельство о том, что жить в Церкви, жить в приходе — это радостно, это достойно, это значит обретать новые знания, новых людей, новые качества жизни, поэтому мы и празднуем Троицу и Духов день не только в Церкви, но во вне, на фестивале, который ныне называется «Духов день в Суконной слободе», — говорит отец Алексей.
Второй точкой притяжения 23 июня станет село Матюшино. Здесь существует традиция после шествия с красавицей-берёзой отпускать символ Троицы вниз по Волге, как бы прощаясь с весной. В афише заявлены также и ярмарка, и конкурс кваса. Начало праздника в 10:00.
Но самая важная традиция на Троицу всё же быть на праздничной литургии, говорят священники. Ведь только раз в году День рождения отмечает Церковь! Только раз в году её убранство расцветает берёзовыми побегами, а священнослужители надевают зелёные облачения, символизирующие животворящую и обновляющую силу Святого Духа.
«Это важный и особенный праздник, потому что Дух Святой наполняет всю вселенную, в этот день особо ощущается присутствие благодати Духа Святого. И каждый член Церкви может получить эту благодать, если он в день Святой Троицы будет находится непосредственно в храме. Накануне придёт на Всенощное бдение и исповедуется, а утром придёт на Божественную литургию, на которой причастится Святых Христовых Тайн. Также вечером на Троицу читаются три особые великие молитвы, в которых мы просим у Господа, чтобы мы получили благодать Святаго Духа. Просим в молитве мы, чтобы Господь послал Духа Святого и усопшим, так как они ждут от нас молитв. Так как есть Церковь земная, которую составляем мы, живые, и есть Церковь небесная, которую составляют усопшие и святые угодники Божие, — говорит иерей Иаков Богданов.
Праздничные литургии пройдут во всех храмах Татарстанской митрополии 22 и 23 июня.
19.06.2024