Всё о церковной благотворительности
и социальном служении
в Республике Татарстан

«Успеть до девяти вечера»: доброволец службы «Милосердие Казань» о служении в Северодонецке

Десять дней в Северодонецке провела доброволец службы «Милосердие Казань», экономист коммерческого банка Екатерина Захарова. Чтобы на работе точно отпустили, пришлось взять отпуск, иначе никак, график в банке строгий. Вот так хрупкая женщина с аналитическим складом ума оказалась на скромной кухне Центра помощи Патриаршей гуманитарной миссии. Он располагается в Северодонецке в храме в честь иконы Божьей Матери «Умиление». Задача у Екатерины была простая и сложная одновременно. Вкусно и по-домашнему кормить сотрудников Центра, а также просителей, при необходимости. Ездить по адресам подопечных в обязанности добровольца-повара не входило. Но Екатерина сидеть без дела даже в отпуске не хотела. А потому, закончив к обеду работу на кухне, вместе с командой добровольцев отправлялась к подопечным.

Екатерина на кухне

Когда дипломированный экономист, приехав за сотни километров из Казани в Северодонецк, вновь оказалась за плитой, то нисколько этому не удивилась. Первая поездка на новые территории Российской Федерации была прошлым летом. И тогда в Макеевке Екатерина Захарова тоже кашеварила. Вырваться на служение во второй раз удалось уже в этом году, во время январских праздников. Доброволец «Милосердия Казань» трудилась в Курске в Центре помощи Русской Православной церкви. И вот, когда подошло время очередного отпуска, Екатерина отправилась не на море, а в Северодонецк. Город сильно пострадал во время боевых действий. В какой-то момент по Северодонецку били с обеих сторон, а в городе продолжали жить люди. Те, кому некуда было уехать и те, кто сделать это уже был не в состоянии из-за возраста или заболеваний. Старики и инвалиды пережидали бомбёжки в подвалах, а некоторые, кто не смог попасть в относительно безопасное место, оставались в квартирах. Без света, газа, воды, с выбитыми окнами… Центр помощи Патриаршей гуманитарной миссии был открыт в Северодонецке в двадцать третьем году. С тех пор город и его жители пытаются прийти в себя. Говорят, что процент восстановления достиг пятидесяти процентов. Но всё равно, едва Екатерина Захарова попала в Северодонецк, как сразу всё её внимание оказалось направлено на то, как много на улицах простреленных домов, а во дворах – могильных крестов.

«Впечатления неизгладимые! Северодонецк я видела впервые. Местные говорят, что город восстановлен на пятьдесят процентов. Но каким же тогда он был тогда? Страшно и невозможно представить… Там ещё работать и работать. Первым делом в порядок приводят фасады, меняют окна, входные двери. А сколько ещё работы внутри жилых многоквартирных домов, а в частном секторе. Северодонецк показался мне пустым. Жителей мало, квартиры пустуют, многие подъезды буквально завалены счетами-фактурами за жилищно-коммунальные услуги. Кто их будет оплачивать, если никого нет? А ещё прямо во дворах жилых домов можно встретить захоронения, стихийные кладбища. Я сначала и не поняла, что это могилы. Фотографий нет, цветы искусственные, небольшие надгробия. Но потом поняла. Видела кресты на территории стратегического завода. Говорят, когда его бомбили, погибших прямо там и хоронили. Не было другой возможности. Очень жутко! Люди там натерпелись! Дай Бог всем сил и терпения. Надеюсь, что сейчас всё налаживается», — начинает рассказ доброволец службы «Милосердие Казань» Екатерина Захарова.

Перед добровольцами, которые в составе Патриаршей миссии выезжают в Северодонецк, стоят самые разные. Но чаще всего это адресная работа с мирным населением, пострадавшим во время боевых действий. Но Екатерину отправили на кухню. Попросили вкусно и, что самое главное, по-домашнему кормить сотрудников Центра, добровольцев и подопечных.

«Когда я заступила на кухню, то увидела, как много в запасе полуфабрикатов от Министерства обороны, закрутки какие-то, банки, консервы. Но консервацию ели там до меня, поэтому все изголодались по домашней еде! И меня попросили, чтобы было вкусно по-домашнему. Вот я и готовила. Обед у нас был в ровно в полдень. После обеда мы мыли посуду, убирались на кухне. Если была потребность, то и прихожан кормили», — говорит Екатерина.

Одна плита на четыре конфорки, отсутствие воды и другие сложности на кухне повара-экономиста нисколько не пугали. Екатерина чётко знала, что должна накормить, причём вкусно, и делала это. И всегда стремилась успеть всё вовремя, чтобы накормить обедом, убраться на кухне и ехать по адресам, где живут подопечные.

«По завершению работы на кухне я могла заниматься своими делами, а ребята дальше уезжали «в поля». Но мы старались все вместе отработать в самом Центре, а потом вместе же ехать работать дальше. У нас был автомобиль от Патриаршей гуманитарной миссии. Нам выдавали адреса, и мы объезжали подопечных», — рассказывает Екатерина.

Екатерина спешит на помощь

Иногда ехали, а иногда шли. Некоторые подопечные Центра помощи Патриаршей гуманитарной миссии находились буквально в соседних домах. Среди них и восьмидесятилетняя бабушка, которая слегла из-за самой обычной простуды. Потому что замёрзла в квартире без отопления, потому что скорая помощь долго не ехала, потому что на фоне всё этого случился инсульт… К счастью, пожилая больная женщина не одинока, что скорее исключение. Сегодня Северодонецк — это город инвалидов и стариков. Кажется, все, кто смог, уехал, убежал, спасаясь от бомбёжек. Но бабуля не брошена. Вместе с ней живёт сын, он ухаживает за матерью. В квартире всегда чисто. Помощь добровольцев потребовалась, потому что мужчине необходимо было уехать, и он попросил кормить его мать.

«Престарелая женщина прикована к кровати после инсульта. К тому же она получила ещё и компрессионный перелом позвоночника. Просто, видимо, сын неудачно её приподнял… Мы с добровольцем Мишей ходили к ней, чтобы кормить. Бабулю мы присаживали, я её держала, подпирала плечом, Миша кормил. Но её сын справляется и в одиночку. Сам готовит, кормит, убирает. У них всё дома изумительно! Есть переживания, что бабуля очередную зиму может и не пережить. Наш доброволец Михаил её очень заинтересовал, она так на него пристально смотрела. Но в целом, взгляд у бабули блуждающий, не говорит, только кивает», — рассказывает Екатерина.

Кроме Михаила, энергетика из Москвы, вместе с Екатериной Захаровой в смене были учительница информатики Оксана из Лазаревского и стендап-актёр из Москвы Дмитрий. Екатерина признаётся, что эта поездка очень запала в душу ещё и благодаря такой невероятной команде добровольцев, которая подобралась в Северодонецке.

«Замечательный подобрался состав! Мы все разных возрастов и профессий, из разных городов, но общность интересов изумительная. Если хочешь увидеть настоящих людей, надо ехать в такие места, где сложно. Когда человек без брезгливости кормит и убирает за инвалидом. Я просто преклоняюсь! Конечно, каждый едет на служение на новые территории неспроста. Помимо того, что это по воле сердца, у каждого добровольца есть ещё какая-то своя боль, личная трагедия. Кто-то ищет вторую половину, кто-то, наоборот, от себя бежит, от проблем, хочет о чём-то позабыть. Но всегда это люди, которые не могут в стороне оставаться и быть безразличным, они хотят быть соучастными к происходящему», — рассуждает Екатерина.

Дружным составом добровольцы выезжали по адресам, привозили продуктовые наборы и средства гигиены, составляли акты о состоянии жилища, чтобы взять человека на постоянный патронаж, завозили горячие обеды и просто навещали, чтобы общаться. Среди тех, кто очень запомнился Екатерине, инвалид Сергей – мужчина, безнадёжно прикованный к кровати. Как он сумел в одиночку пережить период активных боевых действий, для всех большая загадка. Но это так! Сейчас Сергей не один, добровольцы приходят к нему каждый день. Чтобы вынести ведро, добраться до туалета без посторонней помощи мужчина не может. Но самое главное – принести что-то вкусненькое и поговорить. Сергею сорок три, инвалидом он стал в девятнадцать, после уличной драки. Долгие годы за сыном ухаживала мать, а после её смерти Сергей в квартире остался один.

«Серёга последние дни стал рисовать. Я не знаю, кому пришла на ум мысль принести ему фломастеры. Сейчас мы хотим, что психолог прокомментировал его рисунки. Мы были уверены, что Сергей ментально здоров, но рисунки у него пограничные. Слово «стресс» прочитывается очень хорошо. Но Сергей не унывает! Иногда просит расстелить ему маты, он занимается спортом. Аппетит хороший, если кофе пьёт, то только кипяток. Мне кажется, что так с Серёгой было до нашей смены, так будет и после, перемен никаких», — переживает Екатерина.

Говоря это, сама Екатерина тут же себя и поправляет. Перемены уже есть! К Сергею в гости стала заходить такая же одинокая соседка. А ещё в доме, наконец, начался ремонт фасада, разрушенного во время бомбёжек. Вот так вместе с Северодонецком к жизни возвращаются и его жители. Люди, которые не бросили город умирать под взрывами, и которые были готовы сами умереть вместе с городом.

Екатерина и команда

Как бы много работы не было, заканчивать её необходимо строго до девяти вечера. В Северодонецке комендантский час. У добровольцев есть один выходной в неделю, это воскресенье. Впрочем, это не отменяет поездки к инвалиду Сергею. И только, сделав у него в квартире всё, что необходимо, можно уже отдыхать. В одно из воскресений Екатерина вместе с остальные добровольцами отправилась за город, в деревню Боровское. Добровольцы Патриаршей миссии ехали просто на воскресную службу, но оказались в гостях у священника и его матушки.

«В пригороде Северодонецка очень живописно. Такие хорошие прихожане там, настоящие селяне. Кинулись нас кормить — вареников налепили с творогом. Вот мы сидим за столом, они вокруг стоят. Даже неловко мне стало. Мы говорим, мол, давайте присоединяйтесь. А они стоят, смотрят такими глазами на нас, как будто мы с неба спустились! Очень были нам рады. Когда мы уезжали, ещё и гостинцы дали — ведро домашних яиц. Замечательные люди! У них так уютно! В воздухе ароматы разнотравья, небо голубое, цветут розы и маки. Батюшка с матушкой, по-моему, святые люди. На фоне разрушений они сохранили и приумножили мир в семье и на приходе. У них между собой такие взаимоотношения тёплые. То матушка подойдёт, приобнимет батюшку, то он ею любуется, у него такой лучистый взгляд. Бабулечки-прихожанки трогательные ладошками нам махали вслед, когда мы уезжали. Очень так тепло и радушно, как будто в семье побывали», — говорит Екатерина.

Добровольческая смена пролетела очень быстро, признаётся Екатерина. Уезжать не хотелось, потому что помощь мирным жителям на новых территориях очень нужна. Каждая минута, проведённая там, наполнена служением особого порядка во имя ближнего своего.

«Мы с ребятами со смены переписываемся, постоянно связь поддерживаем. Мы там жили и трудились прямо, как семья. И туда люди за этим едут, в первую очередь… Я там черпаю силы для того, чтобы жить здесь потом», — заканчивает рассказ доброволец службы «Милосердие Казань» Екатерина Захарова

Служба «Милосердие Казань» на постоянной основе организует отправку добровольцев на служение в военные госпитали Ростова-на-Дону, Луганска и Макеевки, а также для оказания помощи мирному населению в Курск и Северодонецк. Чтобы узнать больше, звоните по телефону: 8-996-900-50-30.

Loading

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Свежие новости и лучшие статьи в вашем почтовом ящике