«В начале было слово»: как и кто помогает глухим жителям Казани «услышать» Бога
Первые десять дней декабря — особенные. В прямом смысле слова. Декада инвалидов это время, когда принято говорить о людях с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас такого понятия, как инвалид, в обществе стараются избегать, всё чаще можно услышать формулировку — особенный человек. И это действительно так! В Казанской епархии есть уникальный проект по работе с глухими и слабослышащими людьми. Их объединил настоятель храма преподобного Сергия Радонежского. Иерей Сергий Петров проводит богослужения для своих особенных прихожан. Возможность «услышать» слово Божие привлекает всё большее количество казанцев с ОВЗ. Процесс обучение достаточно трудоёмкий, инвалиды по слуху собираются каждую субботу на беседы о Боге. Занятия при храме проводит настоятель при помощи переводчика русского жестового языка Татьяны Ильичёвой. Дочь глухих родителей прекрасно знает, насколько важно дать возможность особенным людям услышать.
«CODA: ребёнок глухих родителей» по-казански
Девочка Таня родилась в необычной казанской семье. Мама не слышала вообще, папа — очень слабо. Но ограниченные возможности здоровья не стали преградой, чтобы дать безграничную любовь для своей дочки, вспоминает Татьяна.
«Мне повезло! У меня была очень любящая семья! Мама имела чудесный Божий дар — она умела считывать с губ любую артикуляцию. Мама читала запоем, особенно произведения Александра Сергеевича Пушкина. Меня даже назвали в честь Татьяны Лариной. «Евгений Онегин» — любимое произведение моей мамочки. Я, как и многие дети глухих родителей, кстати, нас сейчас принято называть CODA, выбрала профессию переводчика», — начинает свой рассказ переводчик русского жестового языка Татьяна Ильичёва.
Аббревиатура CODA расшифровывается как «child of deaf adults», дословно «ребёнок глухих родителей». Татьяна говорит, что начала изучать жестовый язык лишь ближе к окончанию школы, что нетипично поздно для подобных семей. Первыми словами на жестовом языке, как и положено, стали «мама» и «папа». Насколько тяжело бывает особенным людям в обычном мире, наша собеседница прекрасно знает. И как бы родители не оберегали свою дочку, в какой-то момент ей пришлось посмотреть в глаза детской жестокости.
«У нас был большой двор, куча ребят, среди которых был один противный мальчишка. Он дразнил меня «немой курицей». Сейчас-то, взрослым умом, я понимаю, что он за счёт меня пытался самоутвердиться. Но в детстве я, конечно, сильно плакала, папе жаловалась. Но как только я пошла в школу, меня перестали дразнить. Мне очень повезло с первой учительницей! Поэтому я практически и не чувствовала в детстве или юности, что я какая-то неправильная из-за того, что мои родители не такие, как все. Ведь и мама, и папа прекрасно говорили», — вспоминает Татьяна.
Сейчас Татьяне Ильичёвой пятьдесят шесть лет, у неё взрослая дочь и большая востребованность по работе. Специалистов по жестовому языку не более тридцати пяти человек на весь Татарстан. Татьяна Евгеньевна преподаёт сразу в двух казанских вузах, но, несмотря на загруженность, всегда находит время для занятий с глухими и слабослышащими в храме преподобного Сергия Радонежского.
«Нашу работу по переводу литургии на жестовый язык назвать уникальной, наверное, нельзя. Первый священник, который выучил жестовый язык, жил и служил в Екатеринбурге. Это было в девяностые годы. Потом службы для глухих появились в Санкт-Петербурге и Москве. А вот наш подход к переводу уникальным назвать можно! Не секрет, что нет определённых и единых жестов, точно закреплённых в православии для глухих. Поэтому, мне кажется, что каждый переводчик, когда переводит литургию, делает это по смыслу и так, как чувствует и понимает его душа. Сначала любая служба должна быть подготовлена, продумана, подобрана. Богослов у нас — это отец Сергий. Он всегда знает, где сказать чуть громче, а где задержаться и остановиться», — объясняет Татьяна.
Татьяна не скрывает, что её служение в храме занимает много времени и сил. А ещё это очень большая ответственность перед люди, которые никогда не слышали обмана и очень доверяют тому, что говорят чужие руки.
«Мне кажется, когда глухой человек приходит в церковь, он как чистый лист. Священник может написать на этом чистом листе всё, что угодно. И я очень рада, что нашему отцу Сергию удаётся писать доброе, красивое, нежное, нужное, вот в этом отношении наш священник всё-таки самый лучший! Но при этом, откидывая все диагнозы, здоровый ли человек, слепой, глухой или хромой, если он приходит в храм, то так или иначе меняется душевно. Это происходит постепенно и незаметно. Наши подопечные становятся спокойнее и добрее, более понимающими и сочувствующими», — отмечает Татьяна.
«Глухие обычно ходят общинами, то есть по десять-пятнадцать человек. Столько к нам и пришло изначально. Стояла задача научиться взаимодействовать с инвалидами по слуху разных возрастов. Надо понимать, что это люди, ограниченные в своих физических возможностях, кто-то плохо слышит, кто-то совсем не слышит. Поэтому они требуют больше к себе внимания. Многие вещи с ними необходимо более детально прорабатывать, глубже объяснять то, что мы, слышащие, понимаем буквально интуитивно», — говорит иерей Сергий Петров.
Христос, или забивание гвоздей на ладошках
На беседы о Боге в храме преподобного Сергия Радонежского инвалиды по слуху собираются каждую субботу. В основном это пожилые люди. Занятие длится не более часа, чтобы особенные прихожане не сильно уставали. У дружной общины есть своя группа в мессенджере, где они постоянно общаются. Татьяна говорит, что более ответственных ученик вряд ли можно найти, прогуливать уроки, даже по уважительной причине, глухие не любят. Это самая внимательная и добрая аудитория. Беседы о Боге ведёт лично отец Сергий, задача Татьяны переводить лекции на жестовый язык.
«Если, например, тему исчерпали, а время ещё есть, то отец Сергей всегда спрашивает, что ещё хотят узнать наши подопечные. И тогда начинается самое интересное, живое общение! Все глухие люди достаточно прямолинейные. В этом особенность глухого человека, когда нехватка информации выливается подобную форму общения. Это не значит, что глухой человек плохо воспитан. В обществе глухих это обычная норма поведения. И наш отец Сергий всегда терпеливо и с любовью отвечает на все вопросы», — говорит Татьяна.
И если беседы для глухих длятся не более часа, то подготовка к урокам для команды отца Сергия занимает времени в разы больше. Чтобы разобрать некоторые темы приходится сидеть по три, а то и четыре часа.
«Каждый из нас предлагает свои варианты восприятия и прочтения. Это достаточно сложная работа. Последнее слово, конечно, за отцом Сергием, поскольку ему как священнику виднее, как более правильно и более точно перевести службы на старославянском. А переводчикам всегда хочется, чтобы это была логическая, красивая, жестовая цепочка», — говорит Татьяна.
Если руки взлетают наверх, при этом показывая конфигурацию буквы «г» или «в», то значит «звучит» слово Бог, Господь или Всевышний. Чтобы на жестовом языке «сказать» Иисус Христос, то необходимо задействовать обе руки: средний палец каждой руки поочерёдно ставится посередине ладошки. Это имитация забивания гвоздей на ладошках, объясняет Татьяна. Подводя итоги года, в церковной общине глухих радуются, что особенных прихожан стало больше. Планы на новый год самые житейские — чаще встречаться не только за партами, но и вне учебного класса. Татьяна Ильичёва вместе со своими подопечными планирует сначала добраться до обновлённых Голубых озёр и Семиозёрского Богородицкого монастыря, а потом и до Нижнего Новгорода.
«Глухие по своей сути более спокойные, чем мы, слышащие. Обиды на жизнь и диагноз у них нет! Школу закончили, семью создали, поработали, на пенсию вышли, начинают свой путь по воцерковлению. Да, они не слышат. Но я иногда задумываюсь, а зачем слышать то, что происходит вокруг, слишком много жестоких и бранных слов звучит в последнее время», — заканчивает свой рассказ переводчик русского жестового языка Татьяна Ильичёва.
Беседы о Боге для глухих и слабослышащих проходят по субботам в храме преподобного Сергия Радонежского по адресу: Казань, улица Краснококшайская, 101. Присоединится к церковной общине может каждый. Чтобы узнать больше, звоните по телефону: 8-996-900-50-30.
04.12.2024