Всё о церковной благотворительности
и социальном служении
в Республике Татарстан

Епископ Пантелеимон – сёстрами милосердия: «Конца света не будет, дорогие мои! Будет конец тьмы» 

Пятилетний юбилей отметил Шуйский филиал церковной больницы святителя Алексия. Паллиативное отделение на тридцать коек располагается на базе Шуйской центральной районной больницы. Здесь оказывают помощь неизлечимо больным людям. В знаковый день 27 сестёр милосердия получили благословение на служение, образовано новое сестричество – Свято-Нектариевское. Большой радостью стал визит в Шую епископа Пантелеимона (Шатова ). Владыка выступил перед сёстрами с напутственными словами и ответил на их вопросы. Все они касались очень непростой темы – смерти, её принятия и ухода в мир иной.

Владыка Пантелеимон: «Молитва должна быть непрестанной в душе»

—  Главное искусство нашего века — искусство обмана. Ложь приобретает силу наравне с реальностью, и человек начинает путаться, где правда, где ложь, сколько обманутых людей… Ужас какой-то! Как жить в этом мире? Счастливы мы с вами, у нас есть критерий, который помогает нам отделить ложь от правды. Христос – есть Истина. Общение с Ним — это гарантия здравого ума. В чём здравость проявляется?

— Сначала нужно понять, что я – дурак, я тоже немножко сумасшедший. Это надо обязательно признать. С этого начинается исправление человека. Я ничего не могу без Тебя, Господи. Без Тебя я не могу ни вздохнуть, ни охнуть, ни пойти куда-то, ни что-то решить. Молитва должна быть непрестанной в душе. Мы должны всё время обращаться ко Христу с просьбой о помощи. Мы должны быть всё время в общении с Ним. Когда мы с другими людьми через Него общаемся, в этом и есть стабильность. Без Него всё обман, всё рушится. Перед Ним мы все мушки такие несчастные, м-а-а-а-а-ленькие муравейчики, а Он – Всё!

Когда понимаешь свое бессилие и просишь помощи у Него, к тебе приходят силы, у тебя включается голова. Нужно обязательно жить в общении с Ним. Без него мы оказываемся бессильны перед дьяволом, который хочет всех развести, заморочить, обмануть, напугать, сбить с толку, вывести из равновесия. И потом овладеть нами и делать с нами всё, что захочет.

Важно молитвенное общение со Христом и важно общение с Ним через чтение Евангелия. Мы должны изучать Его слова, помнить их, заучивать наизусть. Меня очень утешают слова «Свет во тьме светит, и тьма его не объят» (Ин.1:5).

Вы все, наверное, думаете, что скоро конец света. А это неправда! Конца света не будет! Не бойтесь, мои дорогие! Будет конец тьмы! Не бойтесь читать Апокалипсис. Это книга надежды! Надежды и веры в то, что уже приходит конец лжи, конец тьмы. Тьму руками не разгонишь, но даже маленькая свечечка побеждает непроглядную тьму. Когда ты при свете свечки, тебе всё видно. Свечка маленькая горит, и уже хорошо, можно даже руки согреть. На фронте в окопе солдат греется у окопной свечи, она согревает человека.  А у нас не свеча маленькая, у нас есть Господь — Солнце правды! Нужно находить время обращаться к Нему.  Нельзя быть всё время в заморочке, бегать, суетится. Каждый должен стать маленькой свечой и не бояться тьмы.

Очень важно исполнять заповедь, которую Господь дал перед тем, как пошёл на страдания. Он сказал совершать в Его воспоминание Евхаристию, причащаться Святых Христовых Таин. Когда мы причащаемся, Господь приходит к нам. Его присутствие в душе становится ощутимым, полным, радостным. Перед Тайной Вечерей Господь умыл ноги учеников. Он может и наши грязные души очистить покаянием. Он еще сказал: «И вы умывайте ноги друг другу». Очень важно жить не для себя, а для других. Омовение ног другому – это не держать зла, улыбнуться, простить, не помнить плохого, сделать что-то хорошее. Быть радостью для других. И мы должны быть для других не зачерствелыми сухарями, а мягким теплым хлебом, не рвотной настойкой, а сладким вином утешения.

— Какой бы совет и напутствие Вы дали всем вступившим в число сестёр милосердия? Что должно быть красной нитью между ними и в них на этом пути? С чем, возможно, придётся столкнуться и как это преодолеть?

— Нужно зла не держать на других, и чаще про себя повторять «дура я, дура, дура…». Кроме этого, конечно, нужно жить мирно. Если не будет мира между нами, не будет мира между вами и пациентами, не будет мира тогда у вас в отделении, в больнице. Это очень важно, чтобы не было никаких ссор. Очень хорошо бы научиться правильно ухаживать за больными. Лучше поменьше разговаривать, а побольше слушать, сострадать, сочувствовать человеку.

— Вопрос от координатора патронажной службы. Часто возникает такая ситуация: подопечный уже получил помощь в стационаре, как и положено один раз в год, но родные снова хотят его пристроить. Они настойчиво звонят. Тем временем, есть более сложные разговоры и ситуации, а силы координатора уходят на них… Как быть?

— Наверное, нужно извиниться в таком случае, и с любовью повесить трубку. Когда долго с такими людьми разговариваешь, они ещё хуже заводятся. Лучше прервать разговор, извиниться и дать номер дежурного батюшки. У нас есть федеральная линия общецерковной помощи  8-800-70-70-222. Операторы на связи постоянно, могут соединить со священником. Когда мы помогаем больным людям, очень важно самим не сойти с ума. Если мы с ними вместе сойдём с ума, мы им не поможем. Мы должны оставаться здоровыми, мирными, радостными, спокойными, верить в то, что добро побеждает зло, и что все трудные ситуации Господь, в конце концов, разрешит.

— Как выставить общение с тяжело больным родственником? О чём можно говорить, о чём не стоит? Можно ли говорить с ним о болезни? Как предложить свою помощь, чтобы не быть навязчивым?

— С тяжелобольными родственниками надо общаться очень осторожно. Я помню, как-то давно читал рассказ одного врача-онколога. У него был хороший учитель, тоже онколог, и он сам заболел раком. Неутешительный диагноз ему сообщил его ученик, сказал, что скоро конец. Тогда учитель возненавидел своего ученика, не поверил ему и оставшееся время потратил на то, чтобы снять ученика с его поста. Когда человек болеет, он не всегда готов принять то, что ему говорят. Ведь даже врачи лишь приблизительно говорят о времени кончины, а мы тем более, не можем знать, чем кончится болезнь. Конечно, нельзя обманывать, нельзя говорить, что ты обязательно поправишься. Можно сказать, что болезнь тяжелая, надо слушаться врачей, просить Бога о помощи. Если человек сам заговаривает о смерти, можно эту тему продолжить и говорить о смерти не как о конце, а как о переходе в другую, лучшую жизнь. Мы, конечно, все умрем, но кто раньше, кто позже никто не знает. Если ваш родственник беспокоится о том, что обременяет вас, надо его успокоить и показать, что вам не трудно, а радостно ему помогать.

— Как понять, когда раздражение больного — закономерная реакция на боль, а когда оно свидетельствует об ошибке того, кто пытается ему помочь?

— Раздражение — всегда что-то нехорошее в человеке. Это боль души. Раздражение, как, например, повышенная температура у человека, бывает от разных причин. Когда в нас появляется раздражение, очень важно стараться понять, в чём причина этого раздражения. Причина чаще всего внутри нас. Что может успокоить раздраженного больного? Надо самому не раздражаться и вести себя спокойно. Когда мы ведём себя спокойно, когда мы являем пример спокойствия, это положительно влияет на другого человека. Можно посочувствовать, можно поплакать даже, но спокойно. Господь плакал, когда подошёл к гробу Лазаря. Знал, что Он его воскресит, но Он сострадал, Он сочувствовал ему и его сестрам. При этом не должно быть отчаяния. Сострадание должно быть светлым.

— Причиной того, что люди, не имеющие опыта ухода за тяжелобольными, не поступают на курсы по уходу или приходят, но испытывают неуверенность, является то, что они боятся. А вдруг придется оказаться один на один с чужой болью, болезнью? А вдруг увиденные страдания повлияют на всю их жизнь. Говорят, не видишь — не бредишь. Что бы Вы им сказали?

— Каждый человек в жизни встречается со страданием. Когда мама нас рожает, мы тут же начинаем страдать – плакать и кричать. Если новорождённый не кричит, значит, он может умереть. Его шлёпают, чтобы он закричал. Это хороший признак, когда ребёнок кричит. Страдания – это неизбывная составляющая нашей жизни. «В мире скорбны будете», — Господь сказал нам. Нельзя в этом мире не скорбеть, нельзя не страдать. Но вместе с этим можно и радоваться. Радость должна быть внутри. Когда мы разделяем страдания другого человека, страдание этого другого становится меньше, а моё сострадание ему делается для меня даже радостным, оно очищает душу. Как это объяснить человеку? Заставлять не надо, конечно, ни в коем случае. Надо сказать — попробуй. Сёстры говорят, что бывает трудно идти на служение в больницу, потому что там страдания, боль, умирание. А приходят – и  всё отступает, трезвее становишься, потому что здесь прикасаешься к реальности. Это не выдуманный мир интернета. В этой реальности страдания ты сам можешь стать настоящим. Там где страдание, где скорбь, там ближе Бог.

— Хочется поговорить о смерти пациента в отделении. Есть на душе всегда чувство растерянности, когда уже понятно, что человек уходит в мир иной. И есть чувство, что это особый момент, и что делать нужно что-то особенное. Но вместе с тем есть текущие дела по уходу с другими пациентами. Тут вопрос, как не остаться равнодушным и привычным к таким состояниям?

— Вы знаете, в конце концов, нужно утвердиться в мысли, что мы все умрём, от этого никуда не деться. Для нас смерть — это же не конец существования, конец бытия. Смерть — это переход в другой мир. Пациент уходит в другой мир. Как проводить его? Насколько есть возможность, конечно, оказать ему внимание, посидеть с ним, поддержать его взглядом, словами, помолиться о нем. Смерть для человека неестественна. Господь плакал у гроба Лазаря. Для человека естественно не хотеть смерти, отказываться от этого. У нас очень большая душа, разные могут быть чувства, одно соединяется с другим. С одной стороны, радость, понимание, и желание быть с Богом, с другой стороны, скорбь, растерянность, но это не должно поглощать. Надо просить Бога о помощи.

— Как сестре по уходу себя настроить, чтобы не потерять душевный мир, когда у пациента сложности характера, много необоснованных претензий и даже требований? Понимая, что человек больной, пытаясь объяснить себе это и всё делать надлежащим образом, но сутки с таким пациентом очень много забирают сил.

— Чтобы не потерять душевный мир, нужно обязательно каждый день иметь общение с Богом, с Тем, Кто сам есть Мир, Мир нашей души, Мир этого неспокойного мира. Нужно научиться Ему молиться, искренне, от души, неформально, не спеша и уделять для этого время. Хорошо бы выстроить свой день так, чтобы с утра была возможность какое-то время поговорить с Богом. Не просто вычитать правила кое-как на ходу, а обратиться к Нему с просьбой о помощи. Вспомнить о Нём. Обратиться к Нему словами молитв. Надо научиться находить радость в молитве, находить утешение. Для этого надо потрудиться, найти свой образ молитвы. С утра настроиться на эту молитву и в конце дня то же самое. Когда появляется в душе чувство, что сил не хватает, отойти на пять-десять минут и помолиться. Чтобы был душевный мир, нужно регулярно приступать к Святым Таинствам. Нужно понимать, что это не больной такой плохой, а просто это болезнь его, он не может по-другому себя вести. Не нужно воспринимать это как какое-то зло, направленное против тебя. Это просто выражение его болезни.

— Как и чем помочь тяжелобольному человеку, который говорит, что не хочет жить? Что сказать, какие слова подобрать или что-то сделать?

— Я бы сказал, что, конечно, жить на земле — это трудно. На самом деле, на каждой службе мы молимся о том, как бы нам умереть по-христиански, с чистой совестью. Надо сказать такому пациенту, что ему ещё рано уходить, что у него есть семья и обязанности, у него есть грехи, надо их исправить сначала. Разные способы есть, чтобы не впадать в уныние: собираться вместе, пошутить, поговорить, вспомнить хорошее. Но главное – в храм прийти. Когда причащаешься, в душе появляется свет.  

Loading

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Свежие новости и лучшие статьи в вашем почтовом ящике