Всё о церковной благотворительности
и социальном служении
в Республике Татарстан

Маргарита и её мастера: ко Дню учителя о художнице, которая ведёт детей к Богу

День учителя в нашей стране ежегодно отмечают 5 октября. Было время, когда престиж профессии падал, сейчас традиционные ценности снова в почёте, а вместе с ними ещё большего ждут от педагогов. Они должны донести до детей, что такое хорошо, а что плохо. Они должны дать им образование. Они должны сделать, как чтобы ученики во взрослой жизни стали успешными. Они должны, должны, должны… Но есть и такие родители, которую берут ответственность за духовное воспитание детей на себя и отдают их в воскресные школы. Героиня нашей статьи художник по профессии и педагог по призванию. Марина Кислова вот уже почти двадцать лет трудится в воскресной школе при Казанском Петропавловском соборе. Эта школа стала в Татарстанской митрополии едва ли не первой, которую открыли после десятилетий советского безбожья.

Москва и лихие 90-е

Марина Кислова отучилась в художественном училище в Москве, сделать это было непросто, ведь это были перестроечные времена, когда вокруг стабильности становилось всё меньше. Там же родилась её дочь, в какой-то момент пришлось вернуться в родную Казань. На вопрос, как художник с большими перспективами стал преподавать ИЗО в воскресной школе, отвечает просто: это всё из-за дочери. Именно она, будучи ещё совсем крошкой, почему-то решила, что необходимо посещать воскресную школу. А тогда в Казани такая была лишь при Петропавловском соборе. Потом и Марине предложили начать преподавать там изобразительное искусство. С тех пор прошло почти двадцать лет. Но учитель с художественным образованием ни разу не пожалела о своём выборе.

«Можно сказать, что педагогом воскресной школе я стала случайно. Не могу сказать, что я сразу этого очень хотела. Потому что, наверное, любой художник, который выбрал для себя этот путь, это человек с вектором на себя. И он не всегда готов этот вектор куда-то в другие места направлять. И мне было очень странно, как я буду общаться с таким количеством детей, как я их буду воспринимать, и как, собственно говоря, я должна им передавать знания. Этот момент был очень сложный, потому что технические знания это не про воскресную школу. Воскресная школа — это глобально больше! Вопрос, сколько ты можешь отдать, и сколько у тебя могут взять те, кто готов принять твои дары. В воскресной школе ты всегда находишься в роли и учителя, и ученика, и это большое счастье! Ты словно приходишь на корабль, который плывёт в правильном направлении…», — рассказывает Маргарита Кислова.

В воскресной школе занимаются дети от пяти и до пятнадцати лет. Строгого ограничения по возрасту нет, просто старшеклассники начинают готовиться к поступлению в вузы, времени становится мало. Однако даже после выпуска воскресная школа продолжает оставаться одной большой семьёй. Повзрослевшие выпускники приводят к учителям своих избранников и избранниц, а потом и детей. Так на глазах Марины Кисловой выросло уже не одно поколение её детей.

«Изобразительное искусство не является основным предметом воскресной школы. В школе главные — вероучительные уроки. Но вся православная культура настолько гармоничная, соединяя в себе все виды искусств: и само богословие, и музыку, и живопись, иконопись, и архитектуру. Это такой единый культурный код, что мне кажется, что преподавание изобразительного искусства в воскресной школе один из очень важных моментов. При этом правильных учебников-то нет, мне не встречались. Есть много пособий, но все пособия всегда надо подстраивать под себя. И всё равно ты будешь транслировать только свой жизненный опыт. И именно твой жизненный опыт убедителен для ребёнка. Только те моменты, которые ты прочувствовал, понял сам, будут убедительны, и с этими моментами ты можешь работать», — убеждена Маргарита Александровна.

Мудрые ученики

А ещё педагог воскресной школы отмечает, что на уроках на учеников словно нисходит какая-то совсем не детская мудрость. И выражается она не в словах, а в построении рисунка. Так было в этом году во время Великого Поста. По словам художницы, задание состояло в том, чтобы изобразить весну духовную. Надо было нарисовать композицию из трёх чашек, куда посадили семена, которые должны взойти. Вот так образно на уроке обсуждали плоды Духа Святого. И разбирали такие понятия как любовь, милосердие, воздержание, мир. Каждому маленькому мастеру предстояло выбрать что-то своё.

«У них был очень удивительный выбор! И вдруг один подросток выбирает и выращивает в одном из сосудов воздержание. Это такая честность, искренность и доверие к миру, к Богу. Это очень важно. Это тоже мудрость. Когда ты честен и когда ты знаешь, что в воскресной школе тебя поймут. А ещё мы очень любим делать свои книги святых и животных, про растения в Библии. Обсуждаем моменты, которые соединяют время, пространство и дают нам возможность почувствовать себя внутри Евангельской истории, Библейской истории. Это всё для нас очень важно!», — радуется Маргарита Александровна.

Находит Маргарита время, чтобы заниматься с особыми детьми и их родителями в центре «Забота». А недавно она получила совершенно удивительное сообщение в социальных сетях. Педагог воскресной школы не скрывает, что коллеги по художественному цеху часто спрашивают, правильно ли она тратит свой талант, почему не заявляет о себе, а всё своё мастерство передаёт детям. Но одно послание от совершенно незнакомого человека ещё раз подтвердило, что учитель ИЗО воскресной школы на правильном пути. Маргарите написал студент Российского университета дружбы народов. Он рассказал, что ему двадцать лет и все эти двадцать лет в его комнате висела картина «Сон ангела», которую написала Маргарита. И только недавно парень обнаружил, что на полотне есть данные о художнице и тут же написал Маргарите.

«Здравствуйте Маргарита Александровна! Меня зовут Виктор Успенский, вы меня совершенно не знаете, но зато знаю о вас я! Двадцать лет назад вы написали картину «Сон Ангела», дедушка подарил эту картину моим родителям в честь моего рождения. Данная картина висела и висит в Москве, в моей комнате по сей день. Только вчера, я подумал обернуть её другой стороной и увидел автора. Картина несла мне и моей семье очень добрую энергетику, лично во мне подчеркивала тихую и спокойную жизнь, добро без рамок и границ. Двадцать лет! Это одна пятая века… Если говорить о моей судьбе, я закончил школу, поступил в университет Дружбы Народов и в будущем стану адвокатом. Моя юридическая профессия будет осуществляться только в благих намерениях и добрых помыслах, как то совершенно великолепное произведение искусства, написанное вами! Безумно рад, что вы живы и здоровы и у меня есть феноменальная возможность написать вам и выразить всё, что прошло со мной за все мои двадцать лет. Видел, что вы ведёте курсы, связанные с помощью детям с определенными сложностями здоровья, ваш дар красок — промысел Божий! Спасибо вам, за ваши труды, для меня они сыграли решающую роль моего характера и моей профессии! Благодарю вас за начало чего-то великого, начало моего пути во всём этом мире гроз и бушующих ветров!»

Школа жизни

Ратуют за воскресные школы, конечно, и сами священники. Никакое образование даже в лучшей общеобразовательной школе не заменит духовное воспитание, говорит настоятель Мамадышского храма преподобной Ксении Римлянины иерей Олег Малышев. Многих родителей пугает, что уроки при храмах проходят по воскресеньям, в единственный выходной день для школьников. Но те основы, которые дают церковные педагоги в общеобразовательных учебниках не найти.

«Воскресная школа — это некий живой организм, который связан с Богом, с родителями, с приходом. Мы можем объяснить в воскресной школе, что такое зло, что такое добро, потому что мы используем для этого Священное Писание. Больше никто нигде ничего так объяснить не сможет. Сколько ни пытайся — не получится. Воскресная школа — это ещё место, где знания ребёнок получает не для хорошей оценки, не для того, чтобы потом в вуз поступить, а именно для себя. Воскресная школа — то школа жизни. В обычных школах мы можем увидеть и драки, и оскорбления детьми друг друга. Воскресной школе вы никогда не увидите, чтобы кто-то из детей ругался между собой», — говорит иерей Олег Малышев.

Принимает в День учителя поздравления и психолог православной службы «Утешение», а также кризисного приюта для женщин с детьми «Мамино гнёздышко».

«Благодаря знакомству в воскресной школе со словом Божиим, интерактивными мероприятиям и дискуссиям, дети узнают о принципах, учениях и истории своей религии. Учатся взаимодействовать, дружить, открыто выражать себя, говорить о своей вере. И учатся Любви — бескорыстной, всепрощающей и многогранной. Ведь Храмовая среда, пропитанная почтением и духовностью, создаёт удивительное и уникальное пространство для развития. И ещё воскресная школа прививает основные моральные ценности, такие как сострадание, честность, прощение, милосердие. Дети учатся жить по этим ценностям,  становясь ответственными, щедрыми на добро и искренними, духовными людьми, из которых подрастает наша смена — следующее поколение, наполненной духовной истиной. И в них наша надежда и вера», — рассказывает Ксения Корсакова.

Мы от всей души поздравляем с Днём учителя всех педагогов воскресных школ Татарстанской митрополии!

Loading

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Свежие новости и лучшие статьи в вашем почтовом ящике