Опять пятёрка: синдром отличника, как и почему он может испортить жизнь школьника
Важную тему перед началом учебного года решили поднять православные психологи службы «Утешение». Всё чаще за психологической помощью к ним стали общаться взрослые люди, которых никак не может отпустить так называемый синдром отличника. Заболев им ещё школе, они на протяжении многих лет продолжают находиться под его пагубным влиянием. По словам экспертов, чаще всего дети начинают страдать синдромом отличника по вине родителей. Непростые вопросы школьного воспитания детей, как сделать так, чтобы погоня за хорошими оценками не вредила здоровью, и вообще настолько ли важно учиться на отлично, мы решили адресовать двум психологам «Утешения», которые имеют педагогическое образование и сами являются мамами школьников. А это значит, что прямо сейчас они, как и все родители нашей страны, готовятся к новому учебному году.
Посмотрите, какой я хороший!
По словам руководителя службы «Утешение» Оксаны Новиковой, погоня за пятёрками во время учёбы может больно ударить по человеку во взрослой жизни. А когда цели уже совсем иные, чем просто получит отличную отметку, каждая неудача начинает буквально уничтожать изнутри.
«Если коротко, то это зависимость от чужого мнения. И у детей, и у взрослых это проявляется в стремлении достичь высоких результатов в учёбе, спорте, семейной жизни, карьере, просто в быту. Это постановка заведомо сложных задач и приложение максимальных усилий для их решения. Постоянная потребность во внешней положительной оценке от других людей. Недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания», — объясняет Оксана Новикова.
Психолог «Утешения», многодетная мама и обладатель диплома о педагогическом образовании – Ксения Корсакова говорит, что попасть в ловушку вечного отличника очень просто. Так получилось, что все педагогические эксперименты молодой мамы и учителя на себе пришлось испытать первому сыну, сейчас Ивану уже за тридцать. В школу мальчика отправили в шесть лет, к тому моменту он уже бегло читал, разговаривал на английском и даже знал математику на несколько классов вперёд. Насколько тяжело ребёнку было тогда, Оксана поняла спустя время. Поэтому среднему и младшему сыновьям свободу выбора уже давали.
«Средний сын Анатолий решил после школы пойти работать, никуда не стал поступать. И работа его сильно изменила. Он стал намного мужественнее, серьёзнее, ответственнее, стал сам зарабатывать деньги. У него есть определенные цели, стремления. Встав на ноги, он хочет учиться в сфере IT. Младшему сыну Максиму сейчас десять лет, он идёт в четвертый класс. Здесь у нас полная толерантность и свобода выбора в тех направлениях, которые ему нравятся. Он гуманитарий. В какой-то момент встал выбор: продолжать заниматься спортом или больше времени уделять учёбе. Мы остановились на учёбе, ему нравятся современные технологии, компьютерное направление», — рассказывает психолог Ксения Корсакова.
Чтобы первое сентября не началось для школьников со стресса, нужно готовиться к учебному году заранее. И здесь важно всё, начиная от режима сна, правильного питания, чистого рабочего стола, до психологической подготовки. Речь про умение правильно планировать свой день, вовремя трудиться и отдыхать. А ещё именно родители должны объяснять ребёнку, что он имеет право на ошибку, плохой результат и даже двойку. Это и есть самая настоящая профилактика синдрома отличника.
«Важно воспитывать детей так, чтобы они не испытывали давления или страха перед неудачами. Помогите ребенку понять, что важен не только конечный результат, но и сам процесс обучения, его усилия и упорство, старания и желания узнавать новое. Обязательно сделайте так, чтобы ребенок имел время не только на учебу, но и на отдых, игры и общение с семьей и друзьями. Это поможет ему развиваться гармонично и чувствовать свою нужность и важность. Всегда объясняйте ребенку, что ошибки и неудачи – это естественная и постоянная часть обучения и жизни. Они дают возможность учиться, расти, двигаться вперёд. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми и избегайте чрезмерной критики. Критика, особенно на людях, может вызвать страх остаться «плохим» в глазах родителей. Помните правило «один к трём» — если один раз поругали ребёнка, обязательно находим три повода для похвалы. Постоянно поощряйте самостоятельность! Всегда помните, что каждый ребёнок уникален, и важно поддерживать его индивидуальные таланты, а не реализовывать через него свои желания. Уважайте интересы ребенка, мудро направляя его к здоровому и гармоничному развитию», — советует Ксения.
Конечно, бывает так, что синдром отличника возникает по вине учителей и даже самих детей. Например, этому могут способствовать такие черты характера, как перфекционизм и высокая чувствительность к оценке окружающих. Но это вовсе не значит, что нужно поощрять плохую учёбу, говорит Ксения.
«Встреча с неудачами и плохими оценками – это неизбежная часть учебного процесса. И поэтому очень важно подходить к этому с мудростью, любовью, чтобы поддержать и мотивировать ребенка, не угнетать его и тем более не унижать. Не критикуйте, а анализируйте. Вместо того, чтобы выражать разочарование, лучше спокойно обсудить с ребёнком, что пошло не так. Спросите, в чём он видит причину сложности, что можно улучшить в этой ситуации. Помогите ему анализировать и учиться на ошибках, всегда поддерживайте и вдохновляйте. Напоминайте ребёнку о его сильных сторонах и успехах в других областях. Не получается по математике, зато прекрасно пишет сочинение. Подчеркните, что одна плохая оценка не определяет его как личность или его какие-то будущие достижения. Мой младший сын мне всегда говорит, что важны не оценки, а знания. Нужно обязательно устанавливать реалистичные цели. Покажите, что вы всегда готовы помочь и поддержать. Какая бы ситуация ни сложилась!», — призывает Ксения.
Вот и получается, что к новому учебному году должны готовиться не только дети, но и их родители. По словам психологов, задача мам и пап создать дома безопасную и комфортную атмосферу. Только так детям будет легче переносить, безусловно, растущую школьную нагрузку.
«Ребёнок не должен воспринимать жизнь как борьбу за первое место. Родителям нужно воспитывать и развивать правильные ценности у детей. И начинать следует с семьи, где важно воспитывать ценности сотрудничества, взаимопомощи, уважения к ближнему, учить детей ценить каждого человека за его уникальные качества и вклад, а не только за его достижения. И помнить, конечно, что истинная ценность человека не в его достижениях, а в его сердце и отношению к Богу и ближнему», — подводит итог беседы многодетная мама-психолог Ксения Корсакова.
У отличника нет возраста
Синдром отличника начинается проявляться в школьные годы не просто так. Учёба становится для ребёнка первым видом постоянной трудовой деятельности. И от его отношения к процессу во многом зависит, получится ли построить карьеру в будущем. Дети с синдромом отличника вырастают неуверенными в себе взрослыми, они зависят от чужого мнения, завидуют чужим успехам, но боятся делать собственные шаги вперёд.
«Страх неудачи мешает взрослому человеку строить свою карьеру. Он мешает реально оценить собственные возможности. Не даёт справиться со сложной ситуацией, которая требует нового поведения, движения, не всегда прямо идеального. Но ведь, если мы не ошибаемся, то мы не движемся вперёд! Человек с синдромом отличника никогда не может дать реальную оценку своей работы. Для него значительно более важно получить одобрение со стороны. Любую критику принимает очень тяжело, но никогда не вступает в дискуссию, даже не пытается какие-либо аргументы в свою защиту привести. Он всё выслушает и спрячет внутри себя. В результате очень часто это приводит к депрессии. Отличники стремятся быть идеальными во всех сферах жизни», — говорит психолог службы «Утешение» Александра Холодкова.
Многодетная мама, жена священника, педагог и психолог с тридцатилетним стажем – вот послужной список нашей следующей собеседницы. Трое детей матушки Александры уже взрослые, младшая дочь Елизавета перешла в одиннадцатый класс. Опытная мама точно знает, как настроить ребёнка на комфортный учебный год. А начинать надо с организации рабочего пространства дома!
«Нужно очень внимательно отнестись к рабочему месту ребёнка, где он делает домашние задания. Ему должно быть уютно и удобно. У ребёнка должно возникнуть желание сесть в этом месте и работать. Кроме всего прочего, можно поговорить с ребёнком о том, что ему интересно. Может быть, кем он хочет стать в будущем. Это очень мотивирует. Чаще всего дети начинают лучше учиться, когда определяются, куда они собираются поступать, кем они хотят стать, что им больше всего интересно. Не заставляйте ребёнка нервничать, предъявляя к нему слишком завышенные требования. И объясните ему, что какие бы оценки он ни получал, вы его всё равно будете любить. Кем бы он ни стал, что бы он ни делал, ваша любовь не покупается ничем и никогда», — советует матушка Александра.
Самый простой рецепт счастливого и успешного учебного года — любовь в семье и к детям, считает матушка. И это не что иное, как домашнее задание от психолога на новый учебный год для всех родителей!
«Девяносто процентов проблем в жизни ребёнка возникает в семье от неправильного поведения тех, кто находится рядом с ними. К сожалению, сегодня мы не умеем любить даже своих детей. Умение любить – это безусловно принимать ребёнка. Не «я буду тебя любить, если будешь ты красивый, умный, храбрый», а «я тебя буду любить в любой ситуации, в любое время». Даже когда ты меня очень огорчаешь, я тебя всё равно люблю. Вот это безусловная любовь, когда ребенок чувствует, что он защищён в этом доме, что родители всегда рядом, всегда помогут и всегда поймут…», — заканчивает рассказ матушка Александра.
И как бы страшно не звучал диагноз «синдром отличника», по словам психологов православной службы «Утешение», он хорошо поддаётся диагностики и коррекции. Можно это делать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях по психотерапии. Оба направления есть в «Утешении», если вы или ваши близкие нуждаются в помощи, звоните по телефону: 8(904) 667 21 44
26.08.2024