Подопечная добровольческой службы «Милосердие Казань» отметила вековой юбилей: «Мы начинали жить с ничего…»
Глаза совсем перестали видеть после того, как с разницей в неделю умерли оба сына. Думала, что вслед за детьми не станет и её самой. Раздала всё, что было в квартире. Стала жить одним днём и ждать кончины. Было это пять лет назад. Но вот в октябре отметила вековой юбилей! Наша статья сегодня про совершенно уникальную подопечную службы «Милосердие Казань» — Клавдию Петровну, которая, словно вопреки, оказалась в списке долгожителей Татарстана. О том, что престарелая женщина нуждается в помощи, добровольцы узнали весной прошлого года. Исходные данные звучали сухо, и, вместе с тем, почти безнадёжно. Одинокая, слепая, почти столетняя. Тогда навещать Клавдию Петровну вызвала доброволец Юлия Калинина. И случилась настоящая дружба, большая привязанность. Оказалось, что, несмотря на полное отсутствие зрения, бабуля вполне достойно содержит скромную двухкомнатную квартиру, сама моется и даже стирает без стиральной машинки. В будни ей помогают социальные работники. А Юлия приходит по выходным, чтобы вместе попить чаю и поболтать. Вашу вниманию небольшое интервью, которое взяла у своей подопечной Юлия Калинина, когда пришла поздравлять её с вековым юбилеем. Каждое слово – безусловная житейская мудрость долгожительницы, испытавшей много лишений, потерь и б оли.
Про одну сковороду и мандарины за восемь копеек

На полу ковёр из советского прошлого, который словно никогда и не истоптать до дыр. На стенах обои в зелёный цветочек, им тоже явно немало лет. А ещё небольшой диван с подушками, чтобы было помягче. Так гостей, а вернее добровольца службы «Милосердие Казань» и встречает Клавдия Петровне. В скромном белом платочке и алом костюме из раритетной ткани. Клавдия Петровна родилась в октябре 1925 года, но до сих как-будто и сама не верит, что дожила до векового юбилея. Все ключевые события XX века разворачивались на глазах столетней именинницы, а вместе с тем шла и простая жизнь простой семьи, с своими радостями и горестями. Когда не было ничего, а так хотелось счастья.
Клавдия Петровна, думали Вы, что доживёте до ста лет? Это ведь целый век! Вы прекрасно выглядите, у Вас ясный ум, вы помните свою жизнь…
Никогда не думала, что проживу до ста лет! Я похоронила мужа двадцать один год назад… А пять лет назад не стало моих сыновей, Аркадия и Юрия. Это было во время пандемии коронавируса. Первый сын умер от острого лейкоза, едва ему диагностировали рак крови, как его не стало. А через неделю ушёл и второй сын, он — от коронавируса. Так я осталась совсем одна. До сих пор не понимаю, как смогла пережить это горе. Сразу после смерти сыновей, я полностью ослепла, врачи сказали, что это на фоне стресса. Была уверена, что вот-вот и сама умру, поэтому всё, что было в квартире, раздала. Начала жить одним днём. Вот так и прошли эти пять лет. Теперь я уже столетняя…
Можете рассказать про самый запоминающийся День рождения за Вашу такую долгую жизнь?
Какой там День рождения?! Раньше мы никогда не отмечали, ведь сплошная беднота была. Никакого приданного у меня не было, даже кольца обручального не было. Мы три рубля заплатили за регистрацию и ушли. Мы начинали жить ни с чего. Когда я в семью мужа пришла, он с матерью жил на частной квартире в частном доме. У него была маленькая сковородка, кастрюлька одна, две тарелки, два бокала и плитка. Спальня была маленькая такая, восемь метров всего, мужа кровать, свекрови кровать. Начинать надо было с ложки-плошки. Сразу вот тут в 1949 году уже и Аркадий родился. Потом, через шесть лет, в 1955 году – Юрий. Тогда мы уже в доме на Булаке жили.
В каких условиях тогда в Казани, в послевоенные годы жили молодые семьи с детьми на примере Вашей семьи?
Мы всю жизнь трудились, работали, но денег-то у нас больно-то и не было ещё…Очень трудная жизнь была, очень. И квартира на Булаке у нас была такая, что никаких удобств, ничего. Воду носили, дрова пилили-кололи, две печки топили, одну утром, другую вечером. А ведь сколько воды надо было найти, а где это зимой сделать? Все колонки – замороженные. Когда в банях открыли прачечные, я стала ходила туда стирать. И снова беда – где зимой бельё сушить? В квартире нельзя, сыро станет, дети могут заболеть. Надо где-то как-то найти место, чтобы развесить. Ну ладно, у меня вот две бабушки были в доме. У одной были сени, у другой – подловка (чердак). Они мне разрешали там бельё развешивать. Ведь из прачечной принесёшь целые корзины и как быть? Летом-то во дворе сушили, а зимой всегда мучились.
Какие радости можете вспомнить? Клавдия Петровна? Какие воспоминания Вас до сих пор согревают?
Помню, как в 1967 году я по путёвке ездила в Абхазию, была в Новом Афоне. Путёвку тогда мне муж купил, потому что в тот год у меня ноги сильно болели, несколько раз в больнице даже лежала. Оказалось, что после ангины суставы воспалились. Отдыхала я в Абхазии в декабре, в самый сезон сбора мандаринов. Так я домой каждую неделю отправляла посылку с мандаринами. Стоило это, до сих пор помню, всего-то восемьдесят копеек! Хотела, чтобы мои ребята поели мандаринов вдоволь. А ещё какие там были вкусные груши и хурма! Потом я ещё несколько раз бывала в санатории, отправляли от работы, тогда сыновья уже постарше были.
Как Вы думаете, существуют ли секреты или рецепты долголетия? А, может быть, Вы ими даже и владеете…
Я ни с кем никогда не ругалась. Никогда и ни с кем. С мужем мы прожили вместе пятьдесят шесть лет, он был на десять лет меня старше, немного до девяноста лет не дожил. Замуж я не хотела выходить, но он за мной два года ходил, как сейчас говорят, ухаживал. Потом я решилась, так как тяжело было одной в колхозе, постоянно отправляли на подсобные работы то в лес, то на луга. Молчать надо. Не ругаться. Такой совет могу дать молодёжи, если вы спрашиваете. Наверное, сложнее всего мне было, когда муж говорил, что я как-то не так сыновей воспитываю, но даже на это я отвечала просто, что он тоже дома, не в командировке, воспитывай, мол, сам. Но при этом не ругалась никогда. С любым человеком могу ужиться, неконфликтная.
Сотый День рождения и стихотворение по этому поводу
Так получилось, что в тот момент, когда доброволец службы «Милосердие Казань» Юлия Калинина была в гостях у Клавдии Петровны, к ней заглянула и её соседка. По сравнению с вековой юбиляршей, ещё «молодушка», всего-то девяносто лет. До сих пор бойко шьёт и вяжет, а ещё сочиняет стихотворения. Рифмованные строки сложились и в честь столетия Клавдии Петровны.
Отец, себе я пою: «Ты мой Господь, с тобой живу,
Имя Твоё прославить хочу, Боже, молитву услышь мою».
Ты нам добрый день дал, жизнь продлил и путь указал,
Я доброту прославить хочу, Боже, услышь молитву мою.
Как мне хочется правильно жить, вместе с Тобой по свету ходить,
Время нести. Дай силы, молю. Боже, услышишь молитву мою…
Доброволец Юлия Калинина навещает Клавдию Петровну вот уже второй год. Престарелой подопечной очень не хватает простого человеческого общения. Для Юлии стало доброй традицией — по выходным обязательно приезжать на чай к долгожительнице, обязательно с гостинцами, обязательно с запасом времени, чтобы разговаривать как можно дольше. Кто знает, вполне возможно, что чуткость и отзывчивость Юлии сыграли не последнюю роль в том, что Клавдия Петрова, желавшая уйти вслед за сыновьями ещё в 2020 году, в октябре 2025 года справила вековой юбилей. Да, бабушка ничего и никого не видит, но, пожалуй, самое важное в этой жизни – заботу – можно ведь просто и ощущать, её не обязательно видеть. Достаточно каждую неделю знать, что Юлия обязательно придёт, а вместе с ней в одинокой квартире снова будут звучать разговоры, смех, когда всё пространство будет снова будет наполнено жизнью.
«Наша Клавдия Петрова, безусловно, со своим характером. Иначе никак! Господь удивительно всегда подбирает людей, которые нас окружают. Она «подсвечивает» все мои недостатки, если так можно выразиться. Общение с подопечной долгожительницей для меня это своеобразная терапия для души», — признаётся доброволец службы «Милосердие Казань» Юлия Калинина.
«Средний возраст наших подопечных от семидесяти до восьмидесяти лет. Это впервые для нас, когда наша подопечная отмечает сот лет, при этом она живёт в своей квартире, одна, пусть и поддержкой социальных работников и наших добровольцев. Клавдия Петровна для нас вдохновляющий пример долголетия», — говорит руководитель службы добровольцев «Милосердия Казань» Анна Игнатьева.
Сейчас под опекой добровольцев «Милосердия Казань» 17 одиноких престарелых подопечных. Чтобы узнать, как статью часть команды людей милосердия, звоните 8-996-900-50-30.
![]()
27.10.2025