Всё о церковной благотворительности
и социальном служении
в Республике Татарстан

Прощёное воскресенье 2025: советы священников и психолога

Совершенно особый день предшествует Великому посту – это Прощёное воскресенье. В этом году оно выпадает на 2 марта. Откуда пошла традиция просить прощение накануне многодневного и самого главного для православных поста? Можно ли это сделать, просто написав сообщение? И чем культивирование обиды чревато для здоровья человека? Ответы на эти и не только вопросы в нашей статье

Игумен Гавриил (Рожнов): «Условием правильного вхождения в Великий пост является прощение ближних»

«Прощёное воскресенье — это народное название воскресенья, которое предшествует Великому посту. Своё название эта традиция получила от Чина прощения, который совершается накануне поста. Чин прощения — это традиция египетского монашества, когда братья накануне поста совершали последнее общее богослужение, прощались друг с другом, и каждый уходил на отдельное жительство в пустыню на единоличный пост, отшельнический подвиг. Этот подвиг был сопряжен со многими трудностями, искушениями, испытаниями, не все возвращались живыми. Поэтому и прощались друг с другом, как шедшие на трудное дело. Чин прощение был не просто символ, а действительно знак прощения всех обид, когда человек шёл на единоличный подвиг в пустыне по примеру сорокадневного поста самого Спасителя.

В наши дни по традиции совершается воскресная литургия и во многих храмах после неё следует вечерня, после которой совершается Чин прощения. В монастырях обычно этот чин совершается вечером, после вечерни, которая совершается в своё время – вечером. Христианину в этот день следует настроить свою душу и тело на предстоящее постное поприще. Великий пост и многодневные посты православной церкви — не столько воздержание от пищи, это воздержание всех пяти чувств человека! Человек должен настроиться на внутреннюю духовную жизнь, на молитву и пост. Это, прежде всего, выражается в увеличении времени молитвы. А пищевой пост — это средство для поддержания и укрепления молитвенного подвига.

Условием правильного вхождения в Великий пост является прощение ближних. По слову самого Спасителя, сказанного в одном из Евангелий, когда придёшь принести дар к жертвеннику и вспомнишь, что обидел какого-то брата, иди прежде примирись с братом, потом приходи, придёшь и принесешь жертву Богу. Поэтому, входя в пост, каждый христианин должен примириться с теми ближними, которых он вольно или невольно обидел.

Естественно, сделать это лучше в личной форме, если есть такая возможность. Если её нет, то использовать все возможные пути для примирения. Выгоден любой шаг в этом направлении для сокрушения и смирения своего сердца, прощение обид. Практика пересылки в мессенджере открыток с просьбой прощения тем людям, которых ты и не обидел, это, конечно, такая народная традиция, оценивать её сложно. С одной стороны, это не соответствует своему смыслу, с другой стороны, это одна из форм доброго общения, которого людям в разрозненном обществе сейчас очень не хватает. Поэтому Церковь снисходительно относится к этой народной традиции. Церковь совершается Чин прощения в храмах — это уставная практика. Всё остальное — это около церковные, народные традиции.

У кого просить прощение? Как такого списка нет. Здесь ориентир и маркер христианина — его совесть. Если человек кого-то задел, обидел в своей жизни, конечно, совесть в этом обличает. Человек должен сделать в этот день испытание своей совести. И если совесть подсказывает, что человек имеет какое-то недовольствие, и мы стали причиной этого, этой обиды, конечно, у этого человека нужно попросить прощения. По опыту, далеко ходить за этим не нужно, обычно это наш ближний. Это семейный круг наших родных и близких, супруги, дети, родители, сослуживцы по работе и так далее, соседи, может быть.

Учиться прощению, конечно, нужно всю жизнь. Первое дело в этом опыте — познание самого себя. Человек, познавший, насколько повреждена человеческая природа грехом, насколько мы легко поддаёмся искушению, в том числе искушению гнева и осуждения, кто увидел это в себе и ощутил сложность борьбы с этим в самом себе, не будет осуждать и будет снисходить к немощи ближнего. Будет меньше осуждать, гневаться, обижаться. Основа прощения ближних — познание своей немощи и познание сложности борьбы с искушениями. Больной человек в больнице не будет осуждать другого больного. Поэтому святые отцы советуют познавать самого себя, свою немощь. Познание этой немощи принесёт человеку смиренное, терпеливое отношение к ближнему», — говорит настоятель Раифского Богородицкого мужского монастыря игумен Гавриил (Рожнов).

Иерей Александр Ермолин: «В наше время мы наблюдаем девальвацию прощения»

Руководитель миссионерского отдела Казанской епархии, конечно, прибегает ко всем возможным способам, чтобы донести до верующих основы православия. Иерей Александр Ермолин ведёт социальные сети, активно общается в мессенджерах, а потому точно знает, когда важно убрать из рук телефон и обратиться к ближним своим лично. Прощёное воскресенье – тот самый случай!

«Последняя неделя перед Великим постом – это время покаяния, время сугубой молитвы. Мы должны это время провести правильно. Каждый православный человек должен помнить, что в это время уже начинается чтение великой покаянной молитвы Ефрема Сирина. В это время меняется богослужение, мы настраиваемся на пост. Важно также понимать и другое. У каждого человека есть выбор, куда он на Прощёное воскресенье пойдёт? Сжигать чучело масленицы, что является абсолютно языческим действием? Или же помолиться в храм, потому что там совершается вечерня с Чином прощения? В воскресенье православные берут благословение на время Великого поста!

Сейчас мы наблюдаем девальвацию прощения, когда люди просто формально говорят «прости» или делают массовую рассылку в мессенджерах. Это неправильно! Смысл покаяния заключается в том, что я извинюсь, может быть, перед одним, двумя или трем людьми, но это будет вживую, это будет по-настоящему, это будет моя попытка как-то поменять свою собственную жизнь, поменять моё отношения к этому человеку. Без прощения невозможно время Великого поста», — объясняет руководитель миссионерского отдела Казанской епархии иерей Александр Ермолин.

Психолог Оксана Новикова: «Психология прощения изучена очень слабо»

Почему так важно уметь просить прощение и прощать нам рассказала и руководитель службы психологической помощи Казанской епархии «Утешение». Оксана Новикова точно знает, как губительно действуют на человека непрощённые обиды.

«Всем очевидно, что обижаться это плохо. Но психология прощения изучена очень слабо. Очень мало есть материалов и научных исследований на эту тему. Нам, как православным, понятно, что в основе обидчивости и неумения прощать лежит гордость — мать всех грехов. А именно два убеждения, что я знаю, как правильно, и второе убеждение, что мне должны. «Я знаю» и «мне должны» лежат в основе нашей обидчивости.

Обидчивость отравляет жизнь самому человеку. Говорят, что обижаться — это равносильно тому, что самому выпить яд и ждать, что умрёт и отравится другой. Человек, на которого мы обижаемся, может и не знать о том, что мы на него обижены, а мы отравляем себе жизнь, храня обиду и нанося её внутри. Обида разъедает и убивает внутренний мир, безмятежность того, кто обижен. Это чревато развитием различных психосоматических заболеваний. Например, есть исследования, что психологической основой рака является непрощённая обида. Это губительно для человека, который носит эту обиду в себе. Надо просить Бога в молитве, чтобы он дал тебе дар прощения. Только призывая Бога, на мой взгляд, можно правильно попросить прощения.

Когда человек просит прощения и сам прощает, происходит освобождение, происходит свобода, происходит мир в душе. Происходит та самая безмятежность, о которой мы все грезим и её хотим. Происходит то самое счастье, к которому мы все стремимся. Наверное, это царствие Божие, которое внутри нас есть, и происходит! Когда я ни на кого не обижаюсь, когда я всем простила, тогда, наверное, я и есть в раю, в моём собственном раю, который в моей душе!», — рассказывает руководитель службы психологической помощи «Утешение» Оксана Новикова.

Великий пост 2025 начнётся уже 3 марта. Это время усердных молитв, духовной работы над собой и добрых дел. Завершится пост 20 апреля, когда православный мир будет встречать Пасху, Великую весть о Воскресении Христовом.

Loading

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Свежие новости и лучшие статьи в вашем почтовом ящике