Всё о церковной благотворительности
и социальном служении
в Республике Татарстан

Служба «Милосердие Казань» на XII Общецерковном съезде по социальному служению: Ольга Варганова презентовала учебно-методическое пособие «Управление благотворительной организацией»

Почти две тысячи человек из более чем 320 епархий съехались в Москву на XII Общецерковный съезд по социальному служению, который проходил с 8 по 11 ноября. Мероприятие знаковое, и проводится раз в два года. Здесь собираются руководители социальных проектов при приходах и епархиях, главы социальных отделов и их помощники, духовники, старшие сестры сестричеств милосердия, координаторы добровольцев, люди, отвечающие за помощь вернувшимся с фронта — все для того, чтобы обменяться опытом и взять на заметку лучшие практики.

На Съезд была приглашена и руководитель службы «Милосердие Казань», руководитель Ресурсного центра «Милосердие Приволжье», куратор социальной работы в ПФО и ЛНР Синодального отдела по благотворительности — Ольга Варганова. Она провела сессию «Основы управления коллективом и социальным проектом. Стратегическое планирование организаций. Привлечение средств» и презентовала своё учебно-методическое пособие «Управление благотворительной организацией». Мы собрали ключевые тезисы в статью.

Получить авторское пособие можете и вы, достаточно заполнить форму, и электронный вариант книги «Управление благотворительной организацией» мы пришлём вам на почту.

После заполнения формы вы получите файл на указанную электронную почту

«Учебно-методическое пособие — это собранный практический опыт последних 15 лет»

«К Съезду, на средства Фонда президентских грантов, мы выпустили учебно-методическое пособие «Управление благотворительной организацией». Для участников привезли 800 экземпляров. Всё, что там написано, — это не моё личное изобретение, это собранная и переработанная информация из разных источников, которую я опробовала на практике. Старалась сделать пособие чётким, структурным и лаконичным — всего 110 страниц. Очень благодарна Фонду президентских грантов: благодаря ему в этом году мы реализовали, например, проект «Милосердие Приволжья».

Про управление организацией сложно говорить через эмоции — это больше про систему. Поэтому в пособии всё по пунктам, как я люблю: системно, структурно. И это работает!»

«Управление — приземлённая история, её зовут менеджмент»

«Я давно в управлении. Сначала — коммерция, потом — сфера услуг, а с 2012 года — управление церковной организацией. Хочу сразу сказать: это мой субъективный опыт, в котором уверена, потому и делюсь. Что подойдёт — берите, что нет — не берите. Это, в общем-то, приземлённая история: менеджмент. Моё повествование ориентировано прежде всего на руководителей благотворительных организаций — там, где при приходе или социальном отделе есть либо организация, либо серьёзный проект с сотрудниками, структурой, пониманием целей и задач. Но и любой из вас может найти тут что-то полезное — может, даже мотивацию».

«Пришла в Церковь из коммерческой сферы — всегда занималась зарабатыванием денег, умею это делать»

«Впервые переступила порог храма в 2009 году просто с желанием причаститься — это был мой первый шаг. Через какое-то время спросила батюшку: «А как Церковь помогает людям?». Для меня это был закрытый мир. Батюшка сказал, что помогает — так я оказалась в Екатеринбургском социальным отделе. С этого момента открылся мир церковного социального служения и благотворительности, и я до сих пор радуюсь и благодарю Бога за это.

До этого была в коммерции: первое образование — экономическое, затем — психологическое. Занималась продажами, консалтингом, тренингами, семинарами, коучингом, психологическим консультированием. По личным обстоятельствам случился поворот — это и подтолкнуло меня к служению и переменам. Тогда добровольчества, как понятия, почти не было в информационном поле. Я была совершенно светской и очень энергичной. Первое практическое поручение — раздавать противоабортные листовки в аптеках. Стояла задача разместить эти листовки. Через пару недель, будучи патологическим организатором и руководителем, поняла, как это систематизировать, расширить и улучшить — чтобы результат был не просто беготней по аптекам, а системной работой.

Потом мне предложили организовать службу добровольцев при социальном отделе. Тогда не очень понимала, кто такие добровольцы и что такое социальный отдел, но знала ключевое слово: «организовать» — и взялась за дело».

«Результат превзошёл все ожидания»

«Хорошо запомнила яркий момент: сидели одним весенним днём на лавочке у храма с девушкой, которая до меня пыталась организовать службу добровольцев. В фонде “Милосердие” тогда было несколько проектов, и нам дали анкеты примерно двадцати прихожан. Мы с ней сели и на бумаге ручками писали стратегию: что у нас есть, какие риски, какая цель, что мы хотим увидеть через год, почему именно мы, чем мы лучше, какой будет путь, по каким ключевым моментам сверяться, как проверять успех. С этими бумагами подошли к настоятелю, благословились, получили разрешение. Главное было — показать, какой будет результат. Я не помню, что именно мы тогда нарисовали как конечный результат, но он точно превзошёл все ожидания.

Далее организовала и управляла службой добровольцев до 2012 года — два года, затем восемь лет была исполнительным директором службы «Милосердие» в Екатеринбурге и управляла всеми последующими руководителями службы. На момент моего выхода из организации в 2020 году у нас в базе было более 3 000 добровольцев, из них 600 — действующих, включённых в проекты. Мы раз в полгода сверяли базу: кто активен, кто нет, кого отправить в архив, кого — в молитвенный список.

Если ты не понимаешь, где находишься, что у тебя есть и куда хочешь прийти, — то не поймёшь, как строить путь. Пишите стратегии ваших проектов!

Первые годы я составляла стратегию сама, и согласовывала с духовником. Со временем команда выросла — на момент моего ухода было 75 человек. Это уже была командная работа, которая требовала обсуждений и проработок».

«Основное — это наше спасение и люди вокруг нас»

«Последние пять лет я живу в Казани. Служба «Милосердие Казань» в епархии создавалась с нуля, но с пройденным моим путём и опытом. Церковная организация отличается от обычной благотворительной организации: у нас есть понимание, что нами управляет Бог. Внутри важны не только организационные процессы, и не только деньги — основное — наше спасение и люди, которые рядом. Конечно, и в обычной благотворительной организации скажут, что главное — люди, но у нас смысловая глубина: не просто люди, а спасение людей.

Служба «Милосердие» в Екатеринбурге на сегодня — одна из самых развитых и сильных в Русской Православной Церкви, если не считать Москвы и Санкт-Петербурга. Верю, что и у вас может получиться создать замечательные церковные благотворительные организации. Владыка Пантелеимон сказал интересную мысль: приход может быть православным, но организация, гимназия или больница не может быть «православной» в том же смысле — это организационные формы, в которые входят православные христиане, и которые ставят себе высшие смыслы и миссии. Мне кажется, это важное наблюдение. Поэтому мы и говорим — церковная организация, а не православная».

«Очень важно, чтобы у руководителя была своя личная цель»

«У меня были и есть таланты и опыт, очень хотелось применить это в церковной благотворительности. У меня была рабочая цель, —  амбициозная и благословлённая духовником — создать церковную благотворительную организацию с рабочими местами для православных христиан. Исторически церковное служение — не про деньги: это не место для наёмничества. Но людям нужны средства — жильё, семья, расходы. Когда я ушла со светской работы и полностью перешла в церковную организацию, мне нужно было на что-то жить. Я снимала квартиру, у меня семья — у всех есть расходы. Сейчас понимаю, как важно отслеживать перекосы: когда отдаёшь много времени и сил, легко потерять баланс.

Раз в год прописываю свою миссию, цели и задачи — можно корректировать в течение года, но важно их записать. Часто мы в начале года бежим, работаем механически, а потом достаём записи и понимаем: да, я это и делаю — это работает даже на подсознательном уровне. Главное — смиряться и помнить свою «путеводную звезду». Человек с целью идёт к ней; у человека без цели часто — цель другого человека становится его целью. Это не плохо и не хорошо — просто разное. Но если говорим про управление, то руководитель обязательно должен иметь личную цель. Второе — в жизни должен быть человек, которого вы слушаете и который для вас авторитетен; в идеале — духовник. Это может быть муж, жена, священник или другой авторитет. И третье — режим: нарушение режима влечёт за собой множество проблем — сон, питание, отдых влияют на самочувствие и адекватность решений».

«Баланс — и чтобы он был осознанным»

«Очень важно держать баланс между четырьмя сферами жизни: духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической. Я — за блокнотики и бумажки: пишу, рисую, в конце года подвожу итоги и смотрю, куда уходит моё время. Духовная сфера — это молитвенные правила и Таинства, чтение духовной литературы; эмоциональная — отношения с семьёй и близкими, а еще всё, что вас эмоционально наполняет; интеллектуальная — умственное, профессиональное развитие (вебинары, книги, съезды); физическая — режим и здоровье. Если вы уделяете больше внимания какой-то одной сфере, — делайте это осознанно».

«Руководитель должен уметь делегировать»

«Переходим к управленческому процессу. В проекте у нас есть духовник, руководитель, команда активистов и добровольцы. Иногда духовник и руководитель — одно лицо. Духовник ведёт людей ко Христу, а руководитель решает приземлённые задачи: например, помощь больным детям, или организация приюта для мам в кризисе. Руководитель должен понимать, куда он ведёт людей, и организовывать процессы вокруг этой цели.

Очень важный навык — делегирование. Если вы не умеете передавать задачи и ответственность другим, вы не руководитель, вы — хороший «самоделатель». В Церкви таких много, и это прекрасно: самоделатели делают великие дела. Но управление — это про доверие и распределение ответственности».

«Я сразу думаю: кому что поручить»

«Мне самой сложно всё делать своими руками. Увидев задачу и объём работы, я сразу думаю, кому какие части поручить. Допустим, нужен склад гуманитарной помощи. Просчитываю: минимум двое — социальный работник и кладовщик. Нужен социально-бытовой уход на дому: один — выезды и принятие решений, другой — забота о порядке. Никогда не вижу себя «делателем» в этом процессе: моя задача — собрать людей, найти попутчиков, тех, кто идёт со мной к цели, обеспечить ресурсы. Это даёт людям возможность самореализации и работу в церковной организации. Работая в церковной организации, люди лучше совмещают труд и участие в богослужениях, праздниках и крестных ходах, в отличие от светской работы.

Делегирование — это не простое «вот, Вася, склад — развивай». Нужно пройти с человеком весь процесс пошагово, уточнить, что он понял, какие действия будет делать и как мы будем проверять результаты».

«Адаптация — полгода»

«Сотрудников мы находим по-разному: кто-то приходит из добровольцев, кто-то по объявлению. Через собеседования со мной прошло не меньше 200 штатных работников церковных организаций. В Казани у нас сейчас 22 сотрудника. Даже если человек квалифицирован и пришёл из добровольчества, ему нужно полгода на адаптацию: когда человек становится штатным сотрудником, с ним происходит внутренний духовный процесс, перестройка. Заложите сразу полгода на адаптацию — это нормально. Работа в церковной благотворительной организации — духовная история, пусть и сопровождаемая организационными процессами».

«Нужно вкладываться в обучение сотрудников»

«Обучение — то, что часто недооценивают, но это то, что развивает сотрудников и помогает им укорениться. Есть сестринские медицинские курсы, синодальные вебинары и обучение. Но вы сами можете инициировать обучение, которое важно именно для вашего проекта и специфики работы».

«С сотрудниками надо уметь расставаться красиво»

«Рано или поздно мы расстаёмся с людьми: кто-то уходит сам, кого-то просим уйти. Расставание должно быть красивым — оно накладывает важный отпечаток. Я предпочитаю «откупиться» деньгами, если это помогает расставанию пройти мирно — мне так проще. Если принимается решение о расставании, уточняю, сколько мы должны сотруднику, может быть не только деньгами. Важно завершить историю достойно: человек отслужил, прошёл с вами путь — нужно отпустить с благодарностью. Если мы не хотим терять сотрудника, прикладываем усилия — разговариваем, предлагаем что-то другое. Чаще люди уходят, когда перерастают своё место: если вы хотите удержать хорошего человека, — вкладывайтесь в его развитие и показывайте перспективу. Если перспективы нет — будьте готовы к расставанию, и тогда важно сделать его красивым».

«Трудные процессы должны быть временными»

«Показатель здорового коллектива — доверие и атмосфера. Может быть тяжело, денег не хватает, у людей бывают «чёрные круги» под глазами — но если есть доверие и понимание, что сейчас временные трудности, — тогда коллектив держится. Важно, чтобы сложности были временными, а не перманентными. Доверие — это ещё и про делегирование и честное распределение ответственности».

«Людям нужно платить»

«Меня часто спрашивают: где взять людей? Я обычно теряюсь с однозначным ответом — у меня нет прихода, есть кабинет в епархии, но людей найти точно можно. Главное — научиться их искать, доверять, и отпускать самостоятельно решать задачи. Руководитель благотворительной организации должен уметь находить ресурсы. Конечно, людям нужно платить. Есть те, кто работает добровольно — слава Богу, Господь посылает таких людей. Но есть и люди, которым нужна зарплата. Зарплаты у нас, как правило, невысокие, но если вы взяли на себя обязательства, договорились с человеком — платите вовремя. Это базовая ответственность руководителя.

Также важно вкладываться в человека не только материально, но и в духовное развитие. За годы работы в церковной социальной сфере убедилась: молитва духовника и воля Божия — это то, что поддерживает. Ещё один важный момент — молитва друг за друга: хорошо, когда сотрудники есть в молитвенных списках друг друга».

«Наёмные работники долго не задерживаются, если не меняют мотивации»

«Мотивация каждого участника — важна. За мотивацию отвечает, в первую очередь, духовник; отчасти — руководитель. Наёмные работники в церковном социальном служении долго не задерживаются, если у них нет глубокой мотивации служения: это точно не место ради заработка. Мотивацию нужно поддерживать: регулярные встречи со священником, духовные беседы, таинства. Те сотрудники, которые приходят на небольшой оклад ради служения и имеют внутренний отклик, зачастую — самые надёжные. Если мы пришли к согласию в работе, мы обсуждаем условия, и через месяц пересматриваем оплату — гибкость и внимание к людям важны, потому что изначально бывает сложно правильно поставить зарплату».

«От планирования уже начинается делание»

«Планирование у нас работает на трёх уровнях. Первый — идеологический: миссия, духовные основания. Второй — стратегический: стратегия на три года, ключевые вехи. Например, если задача — создать епархиальную службу помощи, то нужно закрыть, как минимум, три направления: диспетчерская служба, адресная (гуманитарная) помощь и социально-бытовая помощь на дому. Это — то, что стратегически нужно предусмотреть и на что ориентироваться. Третий уровень — оперативный: что делаем в ближайшие полгода, хотя бы в общих чертах.

От планирования рождается делание. Чаще всего, эмоционально берёмся за дело с энтузиазмом, но спокойно и системно продолжать получается не всегда: энтузиазм угасает. Нужна структура, которая бы помогла людям, желающим делать добро, реализовать это желание. Инфраструктура — бухгалтерия, отдел кадров, юристы — появляется по мере роста проекта. Но это же и даёт возможности. От планирования идёт делание, потом анализ, корректировка и снова планирование — постоянный круговой процесс».

«Не ищите деньги — ищите людей, которые разделяют вашу миссию»

«Ресурсы — это не только деньги. Очень многие проекты делаются вообще без больших финансов. Главное — люди, которые разделяют миссию. Когда вы ищете деньги как цель, это неправильно: нужно искать людей, которые доверяют и поддерживают ваше дело. Люди, которые жертвуют, условно, по 100 рублей, — голосуют за вас доверием. Мы через сайт собираем от полумиллиона до миллиона рублей в месяц — это множество небольших пожертвований по 100, 500, 1 000 рублей.

Начинать нужно с того, что у вас рядом: может, на приходе нет даже кружки для сбора средств на дела милосердия. Даже если есть храм социального отдела, нужна отдельная кружка или возможность принимать пожертвования целевым образом. Работают QR-коды, целевые сборы с благословления настоятеля, благотворительные ярмарки и мастерские, где продают поделки, а деньги идут на целевые нужды. И, конечно, поддержка настоятеля — очень важна, когда он разрешает обращаться к прихожанам с просьбами».

«Долгосрочные отношения с благотворителями — дешевле и эффективнее»

«Важно не только просить, но и выстраивать долгосрочные отношения. Первичный фандрайзинг стоит дорого: вложения в рекламу, продвижение — всё это требует средств. Гораздо дешевле и эффективнее выстраивать доверительные, длительные отношения с благотворителями. Это — и малый и средний бизнес, программы корпоративной социальной ответственности, партнёрства с НКО, фондами, в том числе епархиальными.

Наша служба «Милосердие Казань» оказывает финансовую поддержку социальным проектам внутри епархии. Мы обращаемся за поддержкой и в Синодальный отдел, и используем государственные механизмы: президентские и региональные гранты, муниципальные субсидии, программы поддержки НКО и конкурсы. Главное — действовать в законном поле и использовать доступные формы поддержки».

«Когда мы выходим в медиа, мы идём с флагом добрых дел»

«Наша задача — делать добро видимым. Цель медиа не только в том, чтобы искать деньги: мы прежде всего продвигаем идею милосердия. Онлайн-площадки — соцсети, мессенджеры, рассылки, сайт — помогают нам рассказывать о делах. Сотрудничаем с  «Радио Вера» — периодически они берут наши просьбы и отклик хороший. В Казани телевидение хорошо реагирует на наши истории. Главное — идти в медиа с флагом добрых дел, а не просто с просьбой «дайте нам денег»».

По завершении сессии все участникам в подарок вручили авторское пособие Ольги Варгановой «Управление благотворительной организацией».

Если остались вопросы, звоните 8-996-900-50-30.

Фото: Владимир Ештокин, Синодальный отдел по благотворительности diaconia.ru

Loading

Рассылка

Подпишитесь на наши новости

Свежие новости и лучшие статьи в вашем почтовом ящике