Службы в катакомбах Лисичанска: разговор с отцом Николаем Ткачом, настоятелем храма Митрофана Воронежского
Руководитель нашей службы Ольга Варганова в рабочей командировке посетила Лисичанск и Северодонецк, где два месяца назад Патриаршей комиссией была организована работа центра церковной помощи пострадавшим мирным жителям. Оба города находятся в плачевном состоянии, но оказание помощи мирным жителям продолжается со всех точек нашей страны.
Недавно мы рассказывали вам про подарки для детей из Лисичанска в рамках акции «Мечта на Рождество». Когда сбываются заветные желания — это настоящее чудо. В начале СВО у жителей Лисичанска было одно желание — разглядеть свет в темноте подвала. Мы поговорили с отцом Николаем Ткачом, настоятелем храма Митрофана Воронежского в городе Лисичанск о «катакомбных» службах, воде из шахты и о нынешнем состоянии прихода.
Невзирая на страх
Каждый раз, приходя на службу, отец Николай говорил: «Если будут бомбить, не идите, оставайтесь дома, берегите себя». Говорил прихожанам, которые несмотря на страх и угрозу смерти шли в подвальный храм на общую молитву.
«Какие бы обстрелы не были, перед службой мы собирались и обсуждали, как прожили эту неделю», — рассказывает отец Николай.
А обстрелы были непрекращающимися. Полыхающий от фосфорных снарядов Северодонецк был хорошо виден с горы, на которой находится Лисичанск. Позже от фосфорных снарядов в одно мгновенье сгорит изнутри Митрофаньевский храм. Он был полностью разрушен, даже металлический купол расплавился.
Сохранился только крест на маковке купола.
Почему остались?
«Нашу воскресную школу до СВО посещало много ребят, до 40-50. Из всех остался один ребёнок, остальные уехали».
Два с половиной месяца митрополит Никодим с паствой находились в подвале кафедрального собора. Священники епархии об этом знали. И владыка оказался ярким примером пастыря доброго, который паству свою не оставил.
Его примеру последовал и отец Николай, отправив свою матушку и четырёх детей в безопасное место, в Стаханов (ЛНР), а сам остался со своей паствой.
На вопрос «Почему не уехали тоже?» батюшка отвечает: «Мы нужны здесь, а не там».
Три месяца в подвале
Люди нуждались в молитвах, поэтому было принято решение временно перенести «храм» в подвал магазина детских игрушек, который находился недалеко от разрушенной церкви. Некоторые прихожане оставались дома, на Пасху собралось самое большое количество человек — 30.
«Нам ещё повезло: вода есть, сидим и молимся тихо», — делится батюшка.
«Из-за обстрелов не было возможности выйти на улицу за водой. В шахте лифта набирали воду, отстаивали ее и пили».
Приход сейчас
Все прихожане выжили, пострадали только дома некоторых жителей, у одних — дом полностью сгорел. В настоящий момент добровольцы, прихожане своими силами восстанавливают храм по крупице, приводят родные стены в порядок.
Гуманитарная помощь для мирных жителей Лисичанска, Северодонецка и других присоединенных территорий регулярно отправляется добровольцами нашей службы. Мы продолжаем вместе восстанавливать разрушенные дома, храмы и жизни.
25.12.2023