Трезвый Новый год, или истории тех, кто перестал выпивать
Лучше даже не начинать, чтобы потом не оказаться в ловушке. В ловушке изменённого сознания, в капкане зависимостей, в алкогольном плену. Всех нас очень скоро ждёт испытание праздничными днями. Когда работы нет, а соблазнов очень много. Речь, конечно, про новогодние каникулы. Так уж повелось, что спиртные напитки в эти дни льются рекой и чтобы не впасть в зависимость надо быть очень сильным человеком. Юлия и Алексей – подопечные православного реабилитационного центра «Благовещение». Свой путь к трезвости они идут под чутким руководством иеромонаха Силуана (Цапин). В нашей статье женский и мужской взгляды на алкоголизм.
Гимнастка, бизнес-леди, зависимая женщина
«Я алкоголик и пока не знаю, смогу ли не выпивать на Новый год!», — так Юлия начинает рассказ о себе. Но тут же уточняет, что после реабилитации до сих пор не срывалась, держится. А перед праздниками ещё чаще начала ходить в храм, так ей посоветовал иеромонах Силуан. Священника и его подопечную разделяют тысячи километров. На реабилитацию в Русские Казыли Юлия приезжала из Екатеринбурга, куда и вернулась спустя полгода усердной работы над собой.
«Про отца Силуана я узнала от моей мамы. Она трудится добровольцем при храме у нас в Екатеринбурге, шьёт вещи для бойцов СВО. Моя мама вообще не выпивает, даже шампанское на Новый год. После того, как я несколько раз ей пожаловалась, что не могу перестать пить, что мне очень плохо, она взяла меня и повезла в реабилитационный центр «Благовещение». Муж мой не особо это поддержал, всё время меня назад увезти хотел, но я была настроена решительно», — рассказывает Юлия.
Юлии сорок восемь лет, она замужем, есть двое взрослых сыновей. В какой момент бокальчик-другой перерос в зависимость, сказать точно не может, слишком долго она злоупотребляла. Вспоминает, что перед тем, как попасть на реабилитацию, запой длился почти два месяца. Муж отправился на вахту в Мурманск, взял её с собой. Там от безделья, как считает сама Юлия, она и провалилась в алкогольную пропасть.
«Это был очень жёсткий запой. Я так там себя развлекала, вино-шампанское и так каждый день! А потом мы вернулись в Екатеринбург, потому что нам надо было сына из армии встретить. И я, пьяная, встретила сына из армии! Тогда я поняла, что это ненормально, это ужасно. Я потом смотрела фотографии, где я с запухшим лицом встречаю ребёнка из армии. Это отвратительно было, вообще кошмар. После этого я маме сказала, что надо что-то делать с этим. Я ужасно выглядела! Мы решили, что надо лечиться, надо куда-то отправляться. Позвонили батюшке, он сказал «приезжай», — продолжает рассказ Юлия.
Пока Юлия находилась на реабилитации, она много трудилась над собой. В шесть утра приходила в храм на службу, потому шла на кухню, чтобы приготовить еду для остальных подопечных, а вечером снова молилась.
«Это невозможно как-то настроиться и не пить. Я даже о себе не могу сказать с уверенностью, что я смогу выдержать это. С батюшкой разговаривала. Он мне сказал держаться и ходить в храм. Но я не уверена, что я смогу. Не знаю я. Чего врать-то, честно говоря, я алкоголик! Я считаю, что только Бог может помочь, больше вообще никак. Это настолько гениально. Никак ты больше от этого не уйдёшь. Бог поможет всегда. Это единственный вариант. Больше никак!», — говорит Юлия.
Много лет Юлия занималась художественной гимнастикой, всегда была активисткой. Сейчас у женщины своё дело – маникюрный салон. Семья живёт в достатке, но деньги никогда не были помехой, чтобы оказаться на дне бутылки, говорит женщина. И неважно, какой в бокале алкоголь элитный или нет, результат всё равно один – жёсткая зависимость.
«Я думаю, что моя зависимость родом из детства! Тогда мне было лет десять или одиннадцать… Мы у моей бабушки ходили в баню и там всегда стояла брага. После парилки вместо воды мы пили эту брагу, думая, что пьём квас. Мы тогда ничего не понимали, нам весело было. И только сейчас, когда я начала работать над своей зависимостью, я поняла, насколько это пагубно на мне сказалось», — признаётся Юлия.
После реабилитации Юлия задумалась сменить род деятельности на более подвижный. А пока вариантов подходящих нет, продолжает работать в своём салоне. Десятки женщин её силами каждый день становятся красивыми. Вот и наша беседа заканчивается в тот момент, когда Юлия понимает, что ей пора бежать к очередной клиентке.
«Пожалуйста, напишите, что я очень благодарна отцу Силуану…», — в завершении просит Юлия.
Спасатель, промышленный альпинист, зависимый мужчина
Вот и следующий наш собеседник даже не скрывает, что его зависимость родом из юности. Алексей говорит, что употреблять алкоголь начал в шестнадцать лет, потом перешёл на лёгкие наркотики и сам не заметил, как стал сливать свою жизнь в бутылку. Сейчас мужчине тридцать девять лет. Последние два года и три месяца Алексей «чистый», как он сам это определяет, живёт без допинга из вне. Спиртные напитки в любой дозировке и любых брендов мужчина теперь называет ядом, но чтобы это осознать, потребовались долгие годы и помощь в центре «Благовещение».
«Было время, когда я пил постоянно, но при этом хорошо зарабатывал. Однако в какой-то момент я начал употреблять до такой степени, что ушёл из семьи, стал жить по дачным домам, считай, что на улице. Понял, что надо что-то менять, уехал из Казани в другой небольшой город, но и там очень быстро нашёл дурную компанию и продолжил употреблять. На тот момент я мог держать максимум месяц, а потом всё начиналось снова и снова! Потом я узнал про отца Силуана и его центр. Меня позвали к нему на группу прийти. И это мне помогло! Там я увидел, что есть люди, которые выздоравливают, которые стремятся к тому, чтобы воздерживаться от алкоголя и наркотиков. Увидела, что есть помощь психолога, причём это группы с обратной связью. Психолог Кирилл мне очень помог, я начал понимать, что это болезнь и в чём она состоит. А главное, что выход из этой ситуации есть. Вот так постепенно и начал чистое время набирать. Первый раз получилось не употреблять полгода. Для меня это был огромный результат, но я всё равно сорвался, даже не помню по какому поводу. Накопилось напряжение, я перестал ходить на группы и ненадолго сорвался, буквально на один день. Сейчас я продолжаю ходить на группы, потому что понимаю, что пока я без этого никак не смогу обойтись», — откровенно говорит Алексей.
Подопечный центра «Благовещение» проходит реабилитацию амбулаторно, он посещает программу «Три шага к выздоровлению». Результаты онлайн занятий с психологом и онфлайн встреч с группой впечатляющие. Алексей полностью сменил окружение, так как понял, что такое созависимость и как пагубно она может влиять. Мужчина смог получить водительские права, вновь начал хорошо зарабатывать.
«По поводу пить или не пить на праздники, для меня однозначно нет! Мне вообще нельзя пить. Я это воспринимаю как непереносимость алкоголя. Болезнь, как только я выпью, сразу же проявит себя. Это сложный момент, связан с устройством мозга и с тем, какие нарушения алкоголь внёс в это устройство. Как только я выпью первую рюмку, сразу же произойдёт реакция, и я перестану чувствовать эту жизнь так, как чувствую сейчас. Вплоть до нарушения гормонального фона. Поэтому для меня точно однозначно не пить! Это всё испортит. Я могу найти, чем заняться помимо того, чтобы выпивать на празднике. И это очень здорово, это гораздо интереснее. Я никогда не подумал, что так скажу, но на самом деле не пить это гораздо интереснее, чем пить. Ничего не употреблять гораздо интереснее, гораздо больше жизни в этом, эмоций, радости и всего остального хорошего, что есть вообще в этом мире. Потому что в употреблении мира не видно, как можно видеть мир, от которого прячешься. Ну, это же парадокс», — рассуждает Алексей.
Зависимости XXI века
Сейчас в центре «Благовещение» в селе Русские Казыли на реабилитации находятся двадцать два человека. Для каждого из них иеромонах Силуан едва ли не последний шанс вернуть в свою жизнь трезвость. Но сам священник признаётся, что с каждым годом работать с зависимыми всё сложнее. Опыта и условий становится больше, но меняются сами вещества, которые употребляют люди. Иными словами современные наркотики, а чистых алкоголиков сейчас практически не бывает, не вызывают ломки. Человек, получая удовольствие сегодня, не чувствует себя плохо завтра. Чаще всего своих сыновей в центр привозят матери, ведь сами зависимые причин, чтобы начать лечение не видят, впрочем, как и цели, ради чего это делать.
«Каких-то десять лет назад приходил к нам измученный наркоман и говорил, что больше так не может, просил помочь, так как сам не справляется. У нас КПД был практически сто процентов! А сейчас таких товарищей мамы привозят. А он говорят: «что вам от меня надо-то, у меня всё хорошо. Меня ничего не мучает вообще-то!». Понимаете, они не страдают, нет у них ломки на следующий день, нет похмелья. Им не больно от этого, больно их мамам, больно их жёнам, больно их детям, а им хорошо. Вот так всё поменялось, мы тоже стараемся менять подходы, методы. По-моему, человек должен найти путь, по которому надо идти, который он сам должен выбрать. Мы его не указываем. У каждого человека разные пути. Цель одна, а пути разные. Наша задача помочь ему в этом», — говорит руководитель центра «Благовещение» иеромонах Силуан (Цапин).
Этот год стал для центра богатым на признание и награды. Среди которых две особо значимые, признаётся отец Силуан. В мае центр «Благовещение» получил награду за работу с зависимыми, вошёл в пятёрку лучших реабилитационных православных центров в России. В ноябре иеромонах был отмечен за работу с бездомными, получил диплом лауреата премии «Справедливая помощь Доктора Лизы».
«Всех зависимых объединяет один момент. Это всё люди, которые заблудились в своей жизни, не знают, по какой дороге идти. То есть человек пошёл не по тому пути и не знает, как выбраться на правильный, которым идти нужно. К тому же таких людей сразу начинают искушения тянуть в другую сторону. Это полная потеря в духовном пространстве. Современные зависимые не могут сформулировать цели в жизни, они не имеют такой задачи. Поэтому крайне сложно с ними работать. Они вообще не хотят никаких целей в жизни ставить. Они им не нужны. Им так хорошо. Мы православный реабилитационный центр, а потому наша первая цель — это воцерковление. Ведь если человек приходит к Богу, значит реабилитация прошла успешно! Мы лечим людей, больных алкоголизмом и наркоманией. Это люди, которые не понимают меры. Более того, среди них есть люди, у которых биохимический состав организма не позволяет употреблять ни капли алкоголя. То есть организм отказывается слушать мозг.
У таких людей надорванная воля. Наша задача волю человека соединить с волей Божией. Чтобы он с помощью Бога принял решение, что он не употребляет алкоголь вообще, потому что ему это нельзя», — говорит отец Силуан.
Если вам или вашим близким нужна помощь, вы всегда можете обраться в православный реабилитационный центр «Благовещение» по телефону: 8(843) 203-30-60. Телефон службы помощи нуждающимся «Милосердие Казань»: 8-996-900-50-30.
24.12.2024