Большие герои среди «маленьких» мужчин: доброволец «Милосердия Казань» о служении в военном госпитале
Доброволец службы «Милосердие Казань» Ольга Воеводина в родной Твери фигура заметная. Она заместитель руководителя Тверского филиала крупной телекоммуникационной компании. Но даже, когда дел невпроворот, в плотном графике бизнес-леди время для милосердия всегда находится. Доброволит Ольга на постоянной основе. Помогает местному благотворительному фонду с доставкой продуктов по адресам подопечных. Колесит по Твери с продуктовыми пакетами и прекрасно знает, как важно не опоздать, ведь нуждающимся больше не на кого рассчитывать. Как доброволец «Милосердие Казань» Ольга выезжала в Мариуполь, служение проходило в гуманитарном пункте. А на этот раз, взяв отпуск за свой счёт, отправилась в военный госпиталь Ростова-на-Дону, чтобы помогать раненым бойцам спецоперации. За четыре дня, что длилась смена, перед глазами добровольца пронеслись десятки судеб, но ярче остальных звучали истории «маленьких» мужчин. Так Ольга Вдовина окрестила бойцов, которым едва-едва исполнилось восемнадцать, а они уже побывали на передовой.
История боёв в четырёх этажах
Наш разговор с Ольгой проходит под стук колёс. Смена в Ростове-на-Дону закончилась, поезд с южных рубежей мчится в центральную Россию. Вот только все мысли и переживания женщины пока остаются в военном госпитале. За четыре дня десятки незнакомых парней и мужчин стали родными людьми. На смену вместо Ольги уже заступили следующие добровольцы. Помощь в больничных стенах нужна каждую секунду, людей милосердия много, но всё равно не хватает. Койки с ранеными занимают все четыре этажа здания, которое ещё недавно было родильным домом. Сейчас вместо него – военный госпиталь. Сюда с передовой ежедневно доставляют раненых бойцов. С перебитыми руками и ногами, контуженных, ослепших, обгоревших от яростного дыхания войны, которое, кажется, не способно на пощаду. Но в стенах родильного дома военнослужащие словно перерождаются для другой жизни. Здесь они осознают, что остались живы, а их товарищи нет… Что ещё вчера могли ходить, а сегодня ноги ампутировали… Что даже поесть самостоятельно не в силах, открывают рот, чтобы принять пищу из ложечки, словно дети. А ведь многие и есть дети, едва встретившие совершеннолетие, «маленькие» мужчины, какими их увидела Ольга, мама двух взрослых сыновей, которые значительно старше «маленьких» бойцов.
«В одной палате таких «маленьких» бойцов, которым по девятнадцать-двадцать лет, было человека четыре. Я побежала в магазин, чтобы им чай купить и что-то к чаю. Думала конфеты или печенье возьму, но увидела детские сладкие творожки и не удержалась. Мне захотелось их чем-то детским накормить. Да, они все мужественные, все герои! Но когда принесла в палату эти детские творожники, то ребята так заулыбались. Говорят, мы же не малыши. Ну как не малыши! Вам же ещё вчера восемнадцать лет было. Для меня вы все дети! И любая мать бы так же поступила, полюбила бы и накормила каждого», — начинает свой рассказ наш доброволец.
Идея с детским питанием ни один раз за смену выручала Ольгу. Баночное пюре пришлось по вкусу и тем, кому из-за ранений грубая пища просто не положена. Врачи запрещают. Найти подход к контуженному бойцу помогло тыквенное пюре, улыбается Ольга. Это был первый день служения в госпитале и едва ли не первая палата, куда отправили добровольца. На койке лежал мужчина по имени Виталий с перевязанной головой, повязка закрывала и глаза. Он тут же заявил, что есть не будет. Но когда Ольга предложила не первое, второе и салат, а сладкое детское пюре, то не смог отказаться.
«Я принесла две баночки тыквы, усадила его, начала кормить с ложечки. А он, такой усатый и с бородой, весь перепачкался в тыкве. Мужественность и детскость в моменте. А ещё моя прямо сердечная материнская радость, что ест, что не останется голодным. Пюре Виталию я приносила и в остальные дни. Повязку с глаз ему сняли, он стал сам до туалета ходить. Глаза ещё плохо видят, но он ориентируется, старается. Такие маленькие радости – возможность дать человеку то, что он хочет и во исцеление. Это очень дорогого стоит!», — радуется Ольга.
Так получилось, что Ольгу определили на кухню. Она должна была развозить по палатам завтраки, обеды и ужины. При необходимости кормить раненых. Потом мыть посуду. А в промежутках между приёмами пищи предлагать бойцам чай или кофе. Из четырёх этажей госпиталя Ольга кормила два, где располагаются хирургическое и нейрохирургические отделения. Чтобы понять некоторых пациентов, в какой-то момент Ольге пришлось даже придумывать язык морганий. Ведь многие военнослужащие после ранений не могут ни говорить, ни шевелить головой, хотя всё понимают.
«Подхожу к одному молодому бойцу, чтобы предложить ему чай. Спрашиваю, хочет он или не хочет чаю попить. А в ответ раздаётся мычание. Не могу понять, что он хочет мне сказать и всё тут! И снова вспомнились мои дети, поняла, что надо как-то договариваться, как с сыновьями в детстве. Я и предложила, давай мол, если чаю хочешь – моргай один раз, если не хочешь, то два. Он тут же подал сигнал, что чай будет, я сбегала, принесла кружку, помогла выпить. Вот так мы с ним и стали «разговаривать». Он такой молодец, после тяжелейшего ранения, а в себя пришёл и всё понимает», — говорит Ольга.
А как-то, разнося чай, Ольга недосчиталась одного пациента. Не сразу поняла, куда он мог пропасть, забеспокоилась. Ведь мужчина без ноги, на инвалидной коляске. Когда принялись его искать, то обнаружили двумя этажами выше. Как он туда добрался, так и осталось для всех загадкой. Но ругать не стали, повод пойти в гости на верхний этаж был более чем уважительный.
«Боец на инвалидной коляске родом из Мордовии. Когда он мне об этом сказал, я ведь сама ему рассказала, что в госпитале сейчас его земляк, только он в другом отделении, на четвёртом этаже, зовут Владимир. Вот он и отправился на коляске искать этого Владимира. Когда мы к ним пришли, то увидели, что они общаются, поддерживают друг друга, общих знакомых ищут. Это было очень трогательно», — признаётся Ольга.
Иногда казалось, что госпиталь никогда не умолкает. Все четыре этажа все двадцать четыре часа в сутки наполнены гулом разговоров, стонами от боли, звоном тележек с едой… Раненых сюда доставляют круглосуточно, иногда они лежат в коридорах, дожидаясь решения от врачей. Оставят ли в Ростове? Будут ли оперировать? А пока мы ждём, можно поесть? «Сестричка, мне бы поесть…» — эти слова до сих пор раздаются в голове у Ольги. «Поесть можно, сестричка? Я не помню, когда ел в последний раз…». И вот сестричка Оля уже бежит по коридору в поисках врача, только бы разрешил, сколько будет радости, сегодня как раз рассольник особо удался. И доктор разрешает!
«Как-то вечером мы посуду уже помыли, всё убрали. Но привозят ещё бойцов, положили их в коридоре. Я подхожу к ним, а они есть просят. Бегу на пост, чтобы уточнить, там говорят, что завтра никому из них операцию делать не будут, значит, что есть можно. Бегу обратно, подбегаю к первому, спрашиваю, как его зовут. Отвечает, что Валерий Вячеславович. Я говорю, у меня для вас, Валерий Вячеславович, подарок, вам можно ужинать! Надо было видеть его реакцию! Я помогла ему поесть, так как у него одна рука не работает. Это маленькие мгновения счастья, ты к ним причастна и это окрыляет!», — продолжает Ольга.
Счастье есть!
Причём и первое, и второе, и салат, и желательно с хлебом! Ольга Воеводина с первого дня служения тут же поняла, как самое обычное больничное меню может сделать человека счастливым. Хороший аппетит как сигнал, что жизнь продолжается, что организм восстанавливается, что счастье в этом мире есть. И как громко бы не гудел госпиталь, разговоров о войне среди бойцов не слышно. Это слишком больно и горько, чтобы произносить такое вслух. В палатах много говорят о семьях, родном доме, ждут весточек от близких людей. Пациенты не больны унынием или злобой, все как один прекрасно понимают, что по-другому было нельзя.
«Самым тяжёлым для меня было смотреть на родителей, которые приезжают к своим раненым сыновьям. На этаже, где проходило моё служение, лежал парень двадцати четырёх лет, у него перебит позвоночник. К нему приехали родители. Это надо было видеть, как они переживают, волнуются, места себе не находят. Но едва они заходили в палату к сыну, то всё тут же в них менялось. Они его поддерживали и веселили, ни одного слова или взгляда с сомнением, а как он дальше, не было! Это сколько надо иметь родительской силы, чтобы стать опорой для взрослого ребёнка!», — рассуждает Ольга.
Приезжают к бойцам и жёны. Не боясь расстояний и последствий ранений, мчатся к своим героям. Так поступила Ксюша из Кузбасса. Чтобы добраться до Ростовского госпиталя, она преодолела более трёх тысяч километров. Два самолёта, поезд, автобус… Чтобы увидеть, обнять, приободрить. И не только своего супруга. Едва приехав, Ксения тут же окружила заботой и остальных раненых в палате. Чужих среди СВОих быть не может, справедливо рассудила женщина. И бросилась в бой, который проиграть она не имеет никакого права. Это сражение за здоровое будущее СВОих мужей.
«Это большое счастье, когда к бойцу приезжает жена! В одной палате лежал совсем юный боец, сначала он даже пить отказывался, а потом к нему супруга приехала. Я с ней познакомилась, ей всего двадцать лет, ему двадцать два, а дома уже сынишка, почти двухлетка. Очень трогательная история любви и заботы. В последний день своей смены я зашла к ним палату, чтобы попрощаться, наш военнослужащий уже так бодро улыбался, руку мне пожал, а самое главное — у него были такие живые глаза!», — заканчивает свой рассказ наш доброволец.
Вот так, говоря о служении, под стук колёс Ольга добралась до Твери. Где, кроме работы и помощи подопечным благотворительного фонды, добровольца службы «Милосердие Казань» ждёт учёба в медицинском училище. Ольга получает специальность медсестры, проходя практику на выездах станции скорой помощи. Когда снова «туда», в госпиталь пока не знает, но не сомневается, что снова поедет. По-другому теперь нельзя.
Служба «Милосердие Казань» на постоянной основе организует выезды сестёр милосердия и добровольцев на служение в военные госпитали Ростова-на-Дону и Макеевки, а также для оказания помощи мирному населению в Курске и Северодонецке. Чтобы узнать, как начать помогать, звоните по телефону: 8-996-900-50-30.
13.11.2024