Радоница: радость о Воскресении Спасителя для усопших
Радунец, радовница, радошница – так ещё в словаре Даля говорится о Радонице. Именно так этот день называли на Руси, когда наступало время донести светлую радость о Воскресении Спасителя до усопших. Радоницу отмечают на девятый день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы. С Радоницей до сих пор связано множество суеверий и причина тому – безбожные советские годы, когда двери церквей для верующих были закрыты и они приходили на кладбища, чтобы отметить Пасху. Как правильно встретить Радоницу? Надо ли снова печь куличи, красить яйца и нести их на могилы? И почему Пасхальная весть нужна и на том свете? На вопросы ответил наместник Раифской обители игумен Гавриил (Рожнов).
«У Бога все живые»
На Страстной неделе и во время Светлой седмицы совершаются особые богослужения, не предусматривающие поминовения усопших. Ближайший день по уставу, когда разрешается поминать усопших, это вторник Фоминой седмицы, девятый день после Пасхи. Это первый день после Пасхи всецерковного поминовения усопших. Традиционно, по церковному уставу 3-й, 9-й и 40-й дни считаются днями поминовения усопших. Поэтому 9-й день после Воскресения Спасителя и отведён для молитвы за упокой, говорят священнослужители.
«Радоница – это радость. Верующие поминают усопших, принято посещать могилы и делиться радостью о Христе Воскресшем со своими родственниками. Пасхальная весть предназначена не только для живых членов Церкви, но и для усопших. У Бога все живы. Представленные усопшие члены Церкви не умерли, они просто перешли, как говорят, в иной мир. Так как мы все являемся членами Всеединой Церкви по главе со Христом, живые могут молиться об усопших. Усопшие прошли свой земной путь, сдали свой экзамен в этой жизни, но живые члены Церкви могут перед своим небесным Отцом молиться об усопших. В этом смысл поминовения усопших, что мы ещё живые здесь на земле по молитве к нашему небесному Отцу, к Главе Церкви, ко Христу можем изменить участь усопших. Поэтому усопшие нуждаются в нашей молитве. И есть множество фактов и преданий, когда молитвы усопшим помогает им в ином мире. Поэтому на этом факте, на факте Церкви, где во главе со Христом объединены и живые, и усопшие, и святые люди, основана молитва об усопших», — рассказывает игумен Гавриил.
«Тризны – это языческие обычаи на кладбищах»
В народе Радоницу окрестили Пасхой для мёртвых. Но это в корне не так, объясняют священнослужители. Для Церкви нет мёртвых, есть усопшие, то есть уснувшие, перешедшие в другой мир. Где усопшие также, как и мы все на земле, ждут радостные вести о Воскресении Иисуса Христа.
«Прежде всего, если мы хотим помянуть усопших, в этот день мы должны быть на богослужении. В этот день совершаются панихиды по Пасхальному чину. Помолиться сначала об усопших родственниках и друзьях в храме, а потом, если есть желание и возможность, сходить на могилки. Нести какую-то еду на могилы и кладбища неправильно. Это языческий обычай, когда совершались тризны – это языческие празднования на кладбищах. У нас поминовение – духовное. Не нужно оставлять еду и алкоголь, а тем более употреблять всё это на кладбище. Нужно о родственниках помолиться. Можно прочитать Пасхальный канон на могилках родственников на кладбищах, чтобы поделиться Пасхальной радостью, радостью о Воскресении Христовом и со своими умершими родственниками», — говорит игумен Гавриил.
«Мы надеемся на Воскресение всех усопших»
Первые упоминая о Радонице относятся к 14 веку. Вот только годы советского атеизма стали причиной того, что день всецерковного поминовения усопших оброс множеством суеверий, говорят священники.
«Множество суеверий связано с Радоницей. Дело в том, что в советское время возможность посещать храм и получать духовное просвещение для многих была недоступна. Храмы были закрыты, священство было малочисленное. Поэтому и сложились многие, так называемые, народные традиции и обычаи. И один из таких обычаев – это посещение кладбища на Пасху. В памяти народной сохранялось особое отношение к Пасхе, но так как в храм зачастую попасть было невозможно, поэтому все шли на кладбище. Это неправильный обычай. На Пасху мы должны быть в храме, как всю Светлую седмицу. А для поминовения усопших и для того, чтобы с ними разделить радость о Христе Воскресшем, как раз предусмотрен вторник, следующий за Пасхальной седмицей. В этот день можно помолиться в храме, а потом уже сходить на кладбище и там также совершить молитву об усопших. Главное в этот день – радость о Христе Воскресшем, которой мы хотим поделиться с нашими усопшими родственниками. Умершие наши знакомые и родственники называются усопшими, то есть уснувшими, перешедшими в иной мир. И мы молимся об упокоении душ. Обычно в молитве есть такие слова: «Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего». То есть мы обращаемся к Богу о поминовении не человека, а его души, потому что полный человек – это душа и тело. Мы надеемся на Воскресение всех усопших и на вечное пребывание в Царствии Небесном. То есть усопшие наши родственники и мы ожидаем Воскресение мертвых. Вслед за Христом, как Христос Воскрес, так и все люди за Христом, как его последователи, как христиане должны Воскреснуть и войти в Вечное Небесное Царство. В ожидании наступления этого Царства мы и молимся об усопших и надеемся на это Воскресение», — говорит игумен Гавриил.
«Помолиться за усопших можно и дома»
В некоторых регионах России Радоница – выходной день. В Татарстане это не так, однако, по словам священнослужителей, это не преграда для тех, кто хочет донести Пасхальную весть до усопших.
«Помолиться за усопших можно и дома. Чин читается в пасхальный период (от Радоницы до Вознесения) в любое время в частном порядке», — говорит игумен Гавриил.
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды).
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче. В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́ши раб Твоих, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.
Упоко́й, Го́споди, ду́ши усо́пших раб Твои́х: (имена) и всех правосла́вных христиа́н, и прости́ им вся согреше́ния во́льная и нево́льная, и да́руй им Ца́рствие Небе́сное.
Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме: сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, / о воста́нии Рождества́ Твоего́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Го́споди, поми́луй(трижды),
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (Трижды).
И нам дарова́ живо́т ве́чный, покланя́емся Его́ тридне́вному Воскресе́нию.
Автор титульной иллюстрации: Курьер.Среда
13.05.2024