«Наши святые – самые лучшие психологи»: о визите профессора Марианны Дворецкой в Казань
Доктор психологических наук, профессор Российского государственного университета имени А. И. Герцена Марианна Ярославновна Дворецкая в Казань приехала по приглашению настоятеля Раифского монастыря игумена Гавриила (Рожнова), а также службы «Милосердие Казань». В конце прошлого года представители Казанской епархии побывали в Санкт-Петербурге, где и познакомились с ведущим российским православным психологом. В октябре в Раифе прошёл II съезд православных психологов, где были сформулированы важные принципы о психике и душе. Тогда же впервые было заявлено о подготовке курсов для специалистов, которые готовы работать в рамках святоотеческой психологии. И вот первые шаги в новом направлении уже сделаны. Марианна Дворецкая прочитала лекции для семинаристов, психологов и преподавателей воскресных школ. И дала большое интервью специально для читателей нашего сайта: почему надо начинать с труда, кто такие душесловы и как психологи помогают священникам. Читайте прямо сейчас.
Марианна Ярославновна, это Ваш первый визит в Казань? Что успели увидеть и где побывать?
Я должна сказать очень глубокие слова благодарности наместнику Раифского монастыря отцу Гавриилу, потому что это была его инициатива пригласить меня сюда, в Казань. Он был в Петербурге, мы с ним там познакомились. У него появилось желание, такое доброе начинание продолжить здесь наше знакомство и, возможно, какое-то будущее сотрудничество. Очень ему благодарна, потому что в Казани никогда не была. Я очень люблю схиархимандрита Гавриила Зырянова. Очень много лет чувствую, что он очень близко со мной. Он был духовником Елизаветы Фёдоровны, он был наставником и учёных, и мыслителей. Отпевал его отец Павел Флоренский. И приглашение в Казань позволило мне соприкоснуться с этими святыми уже воочию, приложиться к мощам. Я почувствовала, что в Семиозерной пустыне получила его благословение. В Раифском монастыре увидела совершенно потрясающую Грузинскую икону Божьей Матери, которая меня по жизни очень активно сопровождает. Я родилась в день памяти патриарха Гермогена. Казанская икона Божьей Матери меня сопровождает тоже всю жизнь. И вот оказалась на месте, где эта икона была обретена, где патриарх Гермоген, тогда ещё будучи священником, получил её из рук Матроны. Понимаете, совершенно незримые, казалось бы, вещи, но когда они в одном месте соединяются, естественно, начинаешь думать о том, что, наверное, всё-таки промыслительно это всё, и промысел Божий здесь есть!
Всё громче в обществе звучит такого понятие, как православная психология? Но при этом и не утихают споры, а необходимо ли человеку воцерковлённому прибегать к помощи психологов? Ваше видение процессов какое?
В Казанской семинарии я прочитала лекцию о казанских мыслителях, которые создали совершенно уникальное основание, плацдарм для развития православной и святоотеческой психологии, вот именно святоотеческой, по святым отцам. Они создавали это направление на тех материалах, которые накопились и которые нам оставляли святые отцы на протяжении двух тысяч лет. Неужели от такого богатства мы с вами можем вот так раз и отказаться, если мы православные люди, да? Причём кто создавал эти основания? Григорий Нисский — один из святителей, который рядом с Василием Великим принимал великие догматические решения. Вся православная догматика в своём основании имеет не только учение о Боге, но и о человеке, потому что у человека есть образ и подобие Божье. Это нас напрямую касается. Эта норма, казалось бы, недосягаемая, высокая норма, но эта норма человеческой жизни, и мы её, к сожалению, тоже не знаем. Я окончила Ленинградский университет, получила хорошее светское образование. Долгое время, естественно, нам никто не рассказал о том, что есть религиозные аспекты. Нам, наоборот, говорили «научный атеизм», «научный коммунизм». А когда столкнулась воочию — поняла, что да, вот она, эта уникальная психология, которая отвечает на все абсолютно вопросы! В России дореволюционную психологию назвали душесловием. А психолога — душесловом. То есть это человек, который может сказать слово о душе и знает, что такое душа, и знает, как быть с этой душой. И ещё одна особенность. Если в светской психологии направлений много, и во все направления сразу не войдёшь. То святые отцы нам оставили психологию, которая предполагает не просто стороннее участие, а обязательное жизнью включение. По силе жития открываются те истины, которые нам оставили святые отцы. Если мы не идём этим путем, то тогда мы просто болтуны! Поэтому, я думаю, что психологии место есть, святоотеческой — обязательно, даже без вопросов! Всё христианское наследие стоит на том, как справиться человеку с теми бедами, которые его посещают в течение жизни. Как без православной психологии? Но у этой психологии есть совершенно другие основания, другой предмет, другая методология и, естественно, другие методы, которыми должны работать православные психологи. Там нет места манипуляции.
Как Вы видите и определяете основную деятельность православного психолога?
Долгое время психология носила больше теоретический, чем практический характер. Практика стала активно развиваться в девяностые годы, когда западные специалисты повезли к нам свои методы работы. Кстати, почти все их методы – религиозные либо в рамках протестантизма, либо в рамках католицизма. Но они очень сильно отличаются от святоотеческих оснований. Потому что святые отцы мыслили человека и Бога совершенно иначе. Если мы с вами возьмём аспект такой практики, где есть наши священники, то психологу не нужно вмешиваться в это. Таинства церковные — это Таинства, установленные Господом и они имеют уникальный сакральный характер, они готовят человека к связи с Богом. Это то место, куда, как говорится, не ступает нога специалистов. Но что же тогда должен делать психолог? Для чего вот он здесь, в этом мире появляется? Я считаю, что деятельность психолога, в большей мере, должна быть апологетикой, то есть свидетельствовать о Боге. И лучшее свидетельство – это своей жизни. Вот с этой точки зрения, наверное, все наши святые — это самые лучшие психологи. Но если даже мы своей жизнью нести подобное свидетельство не можем, но мы что-то знаем, иногда Господь так попускает, Он говорит, ну хорошо, ты вот жизнью до конца не можешь, но хотя бы ты слово правильное говори. И вот это вот верное слово, донесённое до сердца человека в нужную минуту, когда он ещё не готов войти в храм, но помогающее ему туда войти и остаться там, мне кажется, и есть основная деятельность православного психолога, православного педагога.
Педагоги, в том числе и православные, работают с подрастающим поколением. И это дети своего времени. Какие Вы можете дать наставления для них?
Очень важная проблема сегодня – это эмоционально-волевая депривацией. Наши дети, к сожалению, из-за тех условий, в которых они воспитываются и растут, имеют проблемы, связанные с волей. Волевые процессы у взрослых-то не очень сильные, а у детей мы это наблюдаем даже в таком процессе, как, например, внимание. Ребёнок не может концентрировать долго внимание, не может овладевать знаниями, потому что внимание его рассеяно. Труд заповедовал сам Господь человеку для того, чтобы он воспитывал свою волю. Потому что первой пала воля, вторыми пали чувства, третьим — разум. И восстановление идёт таким же образом. Сначала у ребёнка нужно сформировать очень хорошую устойчивую волю, все процессы волевые, чтобы он мог овладеть свободой выбора. Дальше формируется чувство. И только потом мы должны приступать к тому, что называется разумом. Формировать систему знаний очень важно для того, чтобы ребёнок понимал, куда он идёт осознанно, кто такой Господь, с кем он должен встретиться в своей жизни, знать о своих святых, покровителях, ангелах. Это достаточно длительный процесс. В своё время святые отцы говорили, что этот путь должен начинаться с волевых процессов, затем переходить к эмоциональным процесса, дальше чувства организовываются, потом формируется мыслительная деятельность. Мне кажется, сегодня произошёл перекос. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов говорили, что, если этот порядок поменять, то могут возникнуть очень серьёзные проблемы в духовной жизни. И мы сегодня видим перекос на знания. Мы пытаемся воспитать своих детей всезнающими, но при этом плохо чувствующими и мало могущими. Мне кажется это и являет замечание святых отцов о том, что самое важное дать возможность ребёнку овладеть свободой, свободой нравственной, которая может выбирать, осуществлять добро, а после этого уже сообщать всё остальное.
Мне кажется, сейчас каждый родитель узнал себя и своих детей. С чего мы можем начать прямо сейчас, чтобы исправить ситуацию?
Я всегда говорю и родителям, и учителям, что начинать нужно с себя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был аккуратным человеком, то нужно быть самому аккуратным. Если вы хотите, чтобы у него был порядок в его комнате, значит, в вашей комнате тоже должен быть идеальный порядок. Эти вещи совершенно не подлежат сомнению, родители формируют для ребенка все образцы, все паттерны поведения. Это первое. А вот вторая часть — это распорядок, порядок жизни родителей и их ценности. Да, кстати, очень важно, чтобы у родителей были единые ценности и единое представление о нравственной норме. Почему это так важно? Потому что если они различаются, то у ребёнка, к сожалению, не формируется чётких представлений. В итоге появляются очень серьёзные конфликты, которые могут вызывать даже психосоматические заболевания. Многие родители не понимают, откуда страхи. Ребёнок не может спать без света, или у него энурез начинается, или проблемы с легкими. Выбивается самое слабое звено. Это свидетельствует, что у ребёнка нет единых ценностей. Мама говорит одно, папа другое. В итоге ребёнок оказывается в ситуации «Буриданова осла». Когда есть пища в ящике и здесь, и здесь. А он не знает, где выбрать, и умирает от голода. К сожалению, мы очень часто, не осознавая всю важность состояния своих детей, ставим их в эту позицию. Кроме единых ценностей, распорядок дня очень важен для ребёнка, очень важно, чтобы он был занят делом, но самое главное — это трудовое воспитание. Господь ведь не случайно, когда человек выпал из рая в своём грехопадении, был изгнан оттуда, и попал на землю, дал основную заповедь «трудитесь». Понятно, что со временем у нас появилась заповедь «возлюби». Но для того, чтобы возлюбить, чтобы чувства были организованы, надо научиться трудиться и воспитать волю нравственную, способную выбирать. И Галатам Господь тоже говорил, что «Я пришёл не отменить закон, но его исполнить». Думаю, такое начало жизни очень важное. Трудовое воспитание ушло сегодня из нашей жизни. Дома ничего не надо делать, кругом электроника, кнопку нажал и всё! В школе то же самое, у нас долгое время не было уроков труда, их убрали, долгое время дети не убирались классы. Хотя я помню время, когда мы учились в школе, это было нормально, стереть с доски, вынести мусор. Мне кажется, зона труда, которая предполагает сразу зону ответственности, она и начинает формировать вот эту уникальную духовно-нравственную сферу ребёнка. Если у нас получится сотрудничество с Раифским монастырём и службой «Милосердие Казань», то, скорее всего, это будет предполагать и работу с семьями, с родителями. Мы будем давать конкретные методические рекомендации.
Марианна Ярославновна, значит обучению в Казани в рамках святоотеческой психологии быть?
Ну, я надеюсь, что и быть, и надеюсь, что это будет обучение, которое, действительно, будет давать человеку направленность на жизнь вечную и бесконечную с Богом. Желание наместника Раифской пустыни дать возможность человеку, даже невоцерковлённому, может быть, и некрещённому, прикоснуться к таким святыням, я думаю, что это большого стоит. Так в своё время подняла знамя просвещения Оптина пустынь. Я встречалась со специалистами «Утешения». Я должна сказать, что люди очень открытые, тёплые. Все они хотят из своих сердечных побуждений добро нести в мир. Мне кажется, это самое главное, тем более, что они это делают не самочинно, не самовольно. Конечно, мы серьёзно поговорили и о методах работы, о том, насколько это сегодня востребовано, как это можно использовать в реальной жизни. Вы знаете, больше оказалось тех точек, которые требуют дальнейшего обсуждения, чем ответов, которые поставили бы точку. Меня часто спрашивают, а зачем нам нужны учёные-психологи? Дело в том, что учёный-психолог и может сегодня внести в нашу отечественную психологию животворящую силу, которая позволит ей, воспрянув, оживлять не только сердца людей, их мысли, но и жизнь! Очень благодарна за мой приезд в Казань и надеюсь, что это будет не разовая акция, а, возможно, что-то получится из этого доброе!
27.01.2025